Урок 3. сплочение коллектива: эффективное взаимодействие в команде
Содержание:
- Как добиться уважения в коллективе и зачем оно нужно в принципе
- Почему я не нахожу общего языка с людьми?
- Оперный спектакль для даунов и аутистов
- ПРИНЦИПЫ КОММУНИКАЦИИ
- Психологические игры для детей младшего школьного возраста
- Интересные тренинги для детей.
- Суть тренинга на сплочение коллектива
- Регулярные занятия51
- Младший школьный возраст — лучшие психологические игры и особенности проведения тренингов
- Зачем тренинги на сплочение коллектива
Как добиться уважения в коллективе и зачем оно нужно в принципе
Потребность в признании со стороны окружающих и в их уважении относится к одной из базовых потребностей человека, и хотя бы только поэтому практически каждому работнику интересно, как добиться уважения в коллективе. Более того — эта информация хоть и интересует в первую очередь людей в контексте взаимодействия на работе, на практике будет полезна и в множестве других сфер деятельности, ведь коллективы бывают не только рабочими. Это может быть абсолютно любой коллектив, например — коллектив учащихся в школе или сослуживцев в армии, объединение каких-либо участников хобби или фан-клуба футбольной команды.
Даже если человек считает, что ему совсем не обязательно пользоваться уважением в коллективе, на практике это редко является правдой, или как минимум — свидетельствует о том, что данный человек сам не считает себя участником определенного коллектива или не осознает возможных выгод от уважения со стороны окружающих. При этом наличие уважения в абсолютно любом коллективе может помочь в самых разнообразных ситуациях. Например:
- Поддержка в экстренных обстоятельствах. Людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, может потребоваться поддержка извне. И человек, пользующийся в коллективе уважением, скорее всего может рассчитывать на нее со стороны других членов этого коллектива. Причем поддержка может быть отнюдь не только моральной — но и материальной, что может хорошо помочь справиться с проблемами и встать на ноги.
- Нетворкинг или расширение личных контактов. Сейчас нетворкинг — создание собственной «сети контактов», является крайне эффективным методом для решения множества самых разнообразных вопросов, и наличие уважения в коллективе значительно повышает возможности расширения сети знакомств, которые могут помочь в жизни сейчас или в будущем.
- Снижение стресса. Данный аспект наличия уважения характерен преимущественно для тех коллективов, нахождение в которых не является сугубо добровольным — например, для работы (ведь многие люди работают не целиком по своей воле, а из-за необходимости обеспечивать себя и семью), учебы, службы в армии или нахождения в местах лишения свободы. Однако, отсутствие уважения в принципе или даже проявления неуважения будут приводить к стрессу и в тех коллективах, которые человек посещает целиком добровольно.
- Повышение эффективности деятельности. Эффект синергии при объединении усилий известен человечеству с древних времен. Он заключается в том, что два человека вместе способны решать различные задачи эффективнее, чем занимаясь решением таких же задач по отдельности. И наличие уважения позволяет куда лучше участвовать в любой совместной деятельности, работая над решением актуальных вопросов в различных сферах жизни, в зависимости от целей существования конкретного коллектива.
- Удовлетворение потребностей в самореализации. Как упоминалось ранее — потребность в уважении является частным случаем потребности в самореализации, которая присуща практически каждому человеку и являлась объектом неоднократных исследований различных психологов во всем мире.
Таким образом, становится понятно, что уважение в коллективе фактически необходимо в том или ином виде каждому его участнику. Или же, как минимум — будет полезным и актуальным, если этот человек хочет развиваться в рамках коллектива и добиваться успехов в определенной сфере деятельности.
Почему я не нахожу общего языка с людьми?
Найти общий язык с людьми вообще трудно. Иногда все вокруг кажутся совершенными идиотами. Вот есть я — со своим видением мира, своим пониманием хорошего и плохого, достойного и недостойного, со своими ценностями. Я, конечно, пытаюсь оставить другим пространство для маневра, говоря, что «они другие, у них своя жизнь, свой опыт», но на самом деле все равно не принимаю их поведения там, где оно расходится с моими представлениями. Здесь мы обычно возмущаемся или злимся.
Мы не понимаем, почему люди ведут себя так или иначе. А раз не понимаем, то не знаем, чего от них ожидать. А значит, опасаемся. А раз опасаемся — ищем способы защиты, то есть пытаемся застраховаться от обмана и их непредсказуемого поведения.
Этому нас будут учить, и далеко не бесплатно, на тренингах по НЛП. Менее продвинутые тренеры скажут, что по тому, в какую сторону смотрит человек, можно однозначно определить, врет он вам или нет (вправо смотрит — врет, влево — правду говорит), более продвинутые ведущие тренингов по НЛП скажут, что здесь все индивидуально для каждого человека. Заодно научат методикам манипуляций.
Однако нужно точно понимать, что отслеживание микродвижений лица и тела никогда не приведет к настоящему пониманию человека, его чувств и желаний. Он по-прежнему будет оставаться для вас своего рода инопланетянином. А манипуляции никогда не заменят нам настоящих отношений и диалога.
Большая ошибка строить на манипуляциях отношения с дорогими вам людьми, ведь так не возникает близости и глубокого понимания друг друга. Это тупик.
Оперный спектакль для даунов и аутистов
Аутистов и людей с другими когнитивными расстройствами, как известно, не очень-то любят пускать в театры и общественные заведения, дабы не доставлять неудобств другим зрителям. Театр Victorian Opera из Мельбурна придумал выход из положения, создав театр специально для детей с подобными отклонениями. Чтобы просмотр спектакля был для них комфортным, в зале всегда присутствует рассказчик, терпеливо объясняет все происходящее. Актеры знакомятся с детьми до спектакля, не издают громких и резких звуков и не используют грим. Сам же зал всегда остается полуосвещенным и заполняется только на две-трети, чтобы не создавать скученность. Кроме того, внутри присутствуют ширмы, чтобы дети могли уединиться, если спектакль им наскучит.
ПРИНЦИПЫ КОММУНИКАЦИИ
Коммуникация:
• имеет цель;
• непрерывна и относительна;
• имеет культурные границы;
• имеет этический аспект.
Кроме того,
• коммуникационные сообщения меняются в зависимости от осознанного кодирования;
• коммуникации можно учиться.
Предыдущие и последующие упражнения уже дают немало материала для разговора о принципах коммуникации.
Итак, коммуникация всегда целенаправленна, даже если цель не очевидна и не осознается участниками коммуникации.
Коммуникация непрерывна, ведь мы сообщаем, передаем и принимаем информацию не только словесную, визуальную или вербальную. Наше тело, его положение в пространстве, взгляд, жест, улыбка или нервная дрожь, то, как мы садимся по отношению к партнеру, выбираемая нами дистанция… Все это – элементы сообщения. Даже уклонение от коммуникации – сообщение. Так что «отказ от общения» – сам по себе становится элементом коммуникации. Отношения, возникающие, когда в пространстве находятся несколько субъектов, становятся коммуникацией, представляют собой серию явных или скрытых сообщений. Именно эта функция – регулировка отношений между субъектами – делает факт коммуникации относительным и социально значимым.
Культурное многообразие обеспечивает коммуникации множественность оттенков и смыслов. Национальная и культурная традиция фиксируют определенные типы коммуникаций, определяют культурную границу в общении и сообщении.
Коммуникация – социальный феномен. Возникая между людьми, представляющими различные культурные и социальные группы, регулируя отношения между ними, она невозможна без этики. Этические нормы должны присутствовать и учитываться в коммуникации.
Этот раздел тренинга будет посвящен расширению и углублению представлений и практического опыта о том, что можно назвать КОММУНИКАЦИОННЫМИ НАВЫКАМИ:
• умение вступать в контакт;
• навыки приема, понимания и передачи информации;
• внимание к содержанию и форме коммуникации, внимательность к партнеру;
• эмпатичность;
• позитивный настрой;
• гибкость мышления;
• креативность, творческая энергия;
• заинтересованность в эффективной коммуникации.
Увы, я не знаю, кто автор этой стихотворной притчи. Но, прочитав или рассказав ее группе, тренер может обсудить вопрос о том, насколько в нашей жизни передача сообщения совпадает с его восприятием и пониманием. Можно предложить группе не только обсудить смысл притчи, но и вспомнить жизненные ситуации, которые напомнил приводимый ниже текст…
Человек шептал: «Господь, поговори со мной!»
И луговые травы пели.
Но человек не слышал!
Человек вскричал тогда: «Господь, поговори со мной!»
И гром с молнией прокатились по небу.
Но человек не слушал!
Человек оглянулся кругом и сказал:
«Господь, позволь мне увидеть тебя!»
И звезды ярко сияли…
Но человек не видел.
Человек вскричал снова: «Бог, яви мне видение!»
И новая жизнь была рождена весной.
Но человек этого не заметил!
Человек плакал в отчаянии: «Дотронься до меня, Господь, и дай мне знать, что ты здесь!»
И после этого Господь спустился и дотронулся до человека!
Но человек смахнул с плеча бабочку и ушел прочь.
13. КОММУНИКАЦИЯ – ЭТО…
Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал.
Саади
Цели:
а) углубление представлений о коммуникации как о сфере деятельности;
б) тренировка ассоциативного мышления, креативности, умения структурировать знания;
в) тренировка умений внятно и кратко излагать свои мысли;
г) прояснение ожиданий от тренинга.
Размер группы: не важен.
Ресурсы: большой (можно даже несколько склеенных вместе) лист ватмана, разноцветные «толстые» маркеры.
Время: около 30 минут.
Психологические игры для детей младшего школьного возраста
Психологические игры для младших школьников должны быть направлены на проработку внутренних проблем и обучение шагам по их самостоятельному преодолению. В психологические тренинги для детей в возрасте от 6 до 9 лет стоит включать следующие элементы:
- Ролевые игры. Для полного погружения в сюжет необходим соответствующий реквизит. К примеру, для ролевой игры в строителей детям потребуются пластиковые лопатки, совки, ведерки, рулетки и прочий инвентарь, купленный в магазине игрушек.
- Упражнения для релаксации и достижения умиротворенного психологического состояния.
- Ряд актерских техник.
- Арт-терапию. Подобная терапия наилучшим образом подходит для гиперактивных детей и ребят, склонных к депрессивным расстройствам и испытывающим психологический дискомфорт в рамках детского коллектива.
Арт-терапия представляет собой комплекс различных методик. Изотерапия предназначена для детей, испытывающих определенные сложности с самовыражением и пытающихся донести до окружающих людей собственные переживания, чувства и мысли. Хореографические практики подходят для детей как младшего, так и среднего школьного возраста, склонных к гиперактивности и агрессивному поведению. Музыкотерапия является наиболее универсальной методикой, и охватывает практически все возрастные группы. Психологические игры для детей 6–9 лет базируются на моделировании различных ситуаций и обыгрывании возможных вариантов поведения в них.
Что ты любишь делать?
Данная игра подходит для знакомства с новой группой, где большинство ее участников фактически ничего не знает друг о друге. Необходимо поочередно вызывать из числа юных зрителей по одному человеку, которому будет поставлена следующая задача: не используя слова, а только движения, мимику и жесты, рассказать собравшимся ребятам о собственном увлечении. К примеру, вышедший ребенок демонстрирует в свободной форме окружающим свое хобби, после чего те обязаны его угадать. Малыш, успевший сделать это первым, выходит на импровизированную сцену и продолжает игру.
Рассмеши царевну Несмеяну
В центр помещения выставляют стул, на который садят одного участника этого необычного состязания. Вышедшему вручают титул «Царевны Несмеяны», который он обязан оправдать на все 100% и удержать как можно дольше. Окружающие начинают всячески провоцировать невозмутимого участника, и как только на его лице проступит улыбка, на пост «Несмеяны» заступает следующий участник. Победителем объявляется ребенок, дольше всех сумевший продержаться, не засмеявшись.
Расскажи о том, что тебе нравится
Дети образуют круг, удобно рассевшись на заранее подготовленных стульях или табуретах. Посредством голосования или жеребьевки определяют, кто начинает игру первым. Стартующий разворачивается к ребенку по левую сторону от себя и говорит во всеуслышанье о тех чертах, которые ему более всего нравятся в соседе. Комплимент может касаться красивого цвета глаз, изящного профиля или любой другой черты, вызывающей симпатию. Единственное условие – нельзя кривить душой и подчеркивать те особенности внешнего вида или характера, которые на самом деле не приходятся по нраву.
Гонки с шариками
Упражнение подходит как для гиперактивных, так и для спокойных детей младшего возраста. Организаторы формируют команды, состоящие из парного количества ребят. Каждый участник должен, удерживая с напарником вместе воздушный шарик, добежать до финишной черты, после чего коснуться контрольной точки и таким же образом вернуться обратно, передав шарик следующей паре. Победу одерживает команда, первой завершившая эстафету. Касаться шара во время гонок запрещается.
Интересные тренинги для детей.
У каждого ребенка свой характер. Одни дети раскованные и общительные, другие замкнутые и скрытные. Но и тем и другим иногда требуется психологическая помощь, чтобы успешно общаться со сверстниками и взрослыми, иметь возможность самореализоваться, поверить в свои силы, повысить самооценку и т.д. В этом педагогам могут помочь психологические тренинги для детей и подростков.
Самые интересные и эффективные психологические упражнения и игры для детей разного возраста мы собрали в этой статье.
Зачем нужен психологический тренинг детям и подросткам?
Тренинг – один из популярнейших и эффективных методов достижения результата, использующийся в практической психологии. Он основан на применении ряда психокоррекционных и психотерапевтических приемов.
Тренинги для детей и подростков помогают развить навыки:
- межличностного и межгруппового взаимодействия;
- общения;
- саморегуляции.
Кроме того, специальные психологические тренинги для школьников часто проводят с целью профессиональной самоориентации.
Педагоги-психологи применяют различные виды тренингов, направленных на то, чтобы выработать у детей определенные качества, умения, навыки, способы мышления, модели поведения, психологические установки, корректирующие их психоэмоциональное состояние.
Психологические тренинги для подростков, и в особенности для детей дошкольного и младшего школьного возраста – это, прежде всего, увлекательные игры и упражнения, в ходе которых осуществляется практическое обучение.
Занятия могут проходить как в группе, так и индивидуально. Форма обучения изменяется в зависимости состава и поведения участников тренинга, а также их мотивации. Такой подход позволяет раскрыться каждому ребенку, раскрепощает и учит коллективному взаимодействию.
Максимальную эффективность игровые тренинги приносят лишь в том случае, если ребенок сам заинтересован в изменениях своего поведения, мировоззрения и личностном росте.
Тренинги по психологии для детей не обязательно должны проводиться квалифицированными психологами, воспитатель или учитель также может успешно справиться с этой задачей.
Тренинговые упражнения для дошколят
Чтобы внимание детишек не рассеивалось , игры для тренингов дошкольников должны быть недолгими. Лучше за одно занятие провести 3-4 разные игры
Каждая из них должна быть направлена на достижение определенной цели.
Тренинг-игра «Дракоша, кусающий свой хвостик»
Эта игра помогает детям избавиться от имеющихся страхов , снять напряженность и невротические состояния.
На время проведения игры желательно включить веселую музыку. Дети, выстроившись цепочкой друг за другом и держась за плечи впереди стоящего товарища, изображают туловище дракона. Стоящий первым малыш, который являет собой голову чудовища, старается поймать «хвостик» – последнего в цепочке ребенка, задача которого – ловко увернуться.
Тренинг-игра «Я твой друг»
Очень хорошее упражнение для тренинга детей дошкольного возраста – оно помогает развитию чувства эмпатии – умения сопереживать, дружить, помогать, а также учит групповой работе.
В ходе игры дети знакомятся с неким героем (например, это может быть игрушечный попугай), попавшим в беду и нуждающемся в помощи. Предложив малышам встать в круг, воспитатель может рассказать, как к ним в группу залетел попугай: «Наверно, он нечаянно выбрался из клетки, не знает, как вернуться к хозяевам, ему страшно и одиноко». Детям предлагается попугай-игрушка, с которым они должны подружиться, погладить его, ласково поговорить, дать ему понять: его никто не обидит, ему помогут, он среди друзей.
Суть тренинга на сплочение коллектива
Многие руководители считают бессмысленной тратой времени и средств проведение каких бы то ни было тренингов. В то время как их конкуренты, сплотив подчиненных, увеличивают в разы свою прибыль, только за счет позитивной атмосферы среди сотрудников.
Доказано, что занятия на тренингах:
- эффективно формируют доверительные отношения;
- указывают на весомость личного вклада каждого члена команды;
- раскрывают значимость коллективного труда, основанного на сплоченности;
- учат прислушиваться к мнению каждого;
- помогают новичкам адаптироваться.
Интересно. Социологические исследования подтвердили, что отношения между сотрудниками, сложившиеся на интересном тимбилдинге, способствуют повышению качества взаимодействия, в отличие от тех, что складываются на корпоративах – такие отношения напротив увеличивают время, которое сотрудники в рабочие часы тратят на совместные перекуры и чайные перерывы.
Регулярные занятия51
Среда 8:30 — 10:00 |
Супервизия для супервизоров (онлайн) Узнать подробности 90 минту |
Ещё 2 тренера… |
Среда с 19:00 до 22:00 |
Курс «Психотерапия: живи, меняйся, будь счастлив». 4 направления психотерапии в одной программе Узнать подробности 3 часа |
|
Понедельник с 19:00 до 21:00 |
Психологическая онлайн группа «Хорошее начало». 2 сезон
С октября по май Психологическая группа — это специальное время для себя среди своих. Специальное место — безопасное и уютное. Специальные люди — живые… |
|
Каждый вторник с 19:00 до 22:00 |
Психологическая группа «Я и мои отношения». Еженедельная группа по вторникам Узнать подробности 3 часа |
|
Четверг с 19:00 до 21:00 |
Психологическая группа «Место встречи» Узнать подробности 2 часа |
|
Группа по четвергам с 19:00 до 20:30 |
Тренинг личностного роста и гармоничных отношений «Взрослые Игры»
1,5 часа — 1 занятие Приглашаем вас принять участие в работе психологического тренинга «Взрослые игры»! Групповой тренинг с использованием самых современных… |
|
Среда с 19:00 до 21:30 |
Телесный клуб «Два сердца». Проработка детско-родительских отношений. Погружение в телесно-ориентированную…
2,5 часа Доброго времени, друзья!»Почему я пишу о телеске?» — спросите вы. От того, что именно телесная психотерапия помогла мне, как никакая… |
|
Понедельник, вторник с 19:00 до 20:30 — очно, среда с 20:30 до 22:00 — по скайпу |
Терапевтическая группа в русле группового анализа «Группа самопознания»
1,5 часа Наша жизнь очень быстро меняется, в неё постоянно входят новые понятия. Ещё не так давно даже единичная консультация у психолога… |
|
Каждый второй понедельник с 18 30 до 22 00 |
Терапевтическая группа «Ресурсы одиночества»
С октября 2020 по май 2021 г. … |
|
В будние дни с 19:30 до 22:00 |
Психологическая группа «Искусство отношений». Групповая терапия
2,5 часа Это психологическая группа — самый настоящий… |
|
Понедельник с 18:00 |
Первый модуль «Генеральная уборка». Из базового курса «Экология жизни»
с 21 сентября, 16 занятий, еженедельно 3 часа
|
|
Весь апрель до 30.04. С 19:00 мск |
Открытый для всех бесплатный Вебинар «Стоп — стресс!». Антистрессовая психотерапия — Пока все дома!…
1,5 часа В эти непростые для многих людей дни вынужденных каникул, я, генетический экстрасенс-целитель, психотерапевт Ангелина Галицкая готова… |
|
Среда с 19:00 до 21:00 |
Группа психологической поддержки и самопознания «Кто Я?»
2 часа Любая психотерапия сводится к тому, чтобы научиться быть самому для себя хорошим, заботливым и любящим родителем, а изменившись сами —… |
|
Суббота или воскресенье с 13:00 до 16:00 |
Трансформационная терапевтическая игра «Мастер двух миров». Психологическая игра Узнать подробности 3 часа |
|
Воскресенье 11:00 |
Групповые медитации плюс регрессивный гипноз в «Москва-сити». Школа личностного роста и энергетической… Узнать подробности 1,5 часа |
|
По субботам с 10:00 до 13:00 |
Группа Четвёртого пути «Школа осознанности»
3 часа |
|
По субботам с 12:00 |
Семейные системные расстановки с Натальей Кайдаловой Узнать подробности 6 часов |
|
Каждую среду с 20:30 до 22:00 |
Терапевтическая группа «Мужской путь». Групп-анализ для мужчин Узнать подробности Встречи раз в неделю по 90 минут |
|
Понедельник с 18:00 до 22:00 |
Курс «Работа с парой». Специализация
4 часа Найти интересную и эффективную программу по работе с супругами — сложно. Таких программ мало, они дорогие, проходят редко и не обязательно… |
|
Младший школьный возраст — лучшие психологические игры и особенности проведения тренингов
Основная задача психологических тренингов для детей-дошкольников — проработка проблем с психикой и привитие навыков, позволяющих самостоятельно преодолевать препятствия. Рекомендуемые элементы психологических игр для детей младшего школьного возраста:
- проведение упражнений для стабилизации психического состояния, релаксации;
- ролевые игры, которые проводятся со специальным реквизитом (приготовить инвентарь заранее согласно намеченному психологическому тренингу);
- актерские техники — ребенок должен научиться следить за собой, проявлять эмоции, контролировать поведение;
- для гиперактивных детей с депрессивными расстройствами рекомендуется проводить арт-терапию, позволяющую избавить ребенка от психологического дискомфорта.
Наиболее важную роль в психологических играх для младших школьников играет терапия, действие которой направлено на устранение сложностей с самовыражением. При невозможности ребенком высказать свои мысли, размышления, переживания, устранить проблему получится только регулярными тренингами, которые должны сопровождаться музыкальными мелодиями. Музыкотерапия — одна из самых эффективных методик, положительно воздействующая на психику ребенка, успокаивающая и способствующая контролю эмоций.
Принцесса Несмеяна
Интересная психологическая ролевая игра, которая непременно придется по вкусу ребенку. В центре комнаты ставится стульчик, на котором усаживается один из участников (определяется жребием или просто назначается по согласию всех участников). Ему присваивается титул «Принцессы Несмеяны», задача состоит в удерживании его на продолжение длительного времени.
Задача остальных участников психологического тренинга — рассмешить Несмеяну или хотя бы вызвать у принцессы улыбку. Тот, кому это удалось, занимает стул и в свою очередь старается не смеяться. Победа присуждается игроку, которому удалось больший промежуток времени не поддаться на провокации и сохранить серьезный вид.
Твое любимое занятие
Эту психологическую игру рекомендуется проводить на первых этапах занятий — тренинг позволяет установить контакт между новыми участниками и ближе познакомиться. Психолог поочередно вызывает детей на середину комнаты и задает вопрос об увлечениях, любимых занятиях. Отвечать вслух запрещено — рекомендуется показывать все на жестах, дополнять ответы мимикой.
Задача остальных участников психологического тренинга — постараться отгадать, какое увлечение описывается рассказчиком. Тот, кому первому удалось дать правильный ответ, занимает место в центре комнаты и продолжает игру, рассказывая о своем хобби.
Перегоны с воздушными шариками
Рекомендуется упражнение для всех типов детей — гиперактивных и спокойных. Обязательно заранее сформировать команды (участников должно быть одинаковое количество, желательно парное). Задача каждого из участников — парами поочередно добежать с воздушным шариком до финиша, вернуться обратно и передать эстафету последующей паре. Главное условие — шарика руками касаться категорически запрещено, удерживать его следует любыми частями тела.
Победа присуждается команде, которая первая успела выполнить задачу — все пары достались финиша и вернулись назад. Психологическая игра помогает детям научиться действовать в коллективе, устанавливать контакт в парах.
Зачем тренинги на сплочение коллектива
Тренинг для коллектива необходим, чтобы добиться сплоченности в деле. Осознав общность целей и научившись взаимодействию, дружная команда сможет добиться более высоких результатов. После удачно проведенных занятий организация получает единый трудолюбивый организм в лице группы сотрудников. Грамотно проведенные тренинги производят успешную замену конкуренции на сотрудничество внутри коллектива.
Дружелюбное сотрудничество
Обычно после проведенных нескольких занятий новичкам уже не страшно и не стыдно задавать вопросы более опытным специалистам, которые теперь охотнее и доходчивее подсказывают неопытным коллегам полезную информацию. Командообразование проходит эффективнее, если самый высокопоставленный чин не игнорирует тренинг. Участвуя наравне с рядовыми специалистами, руководитель превращается в положительного героя и больше не ассоциируется с контролем, наказаниями и источником нервного напряжения. Объединившись в команду, каждый теперь понимает задачи отдельного взятого члена, в том числе начальника.