Ресоциализация осуждённых

Причины десоциализации

Причины десоциализации могут быть разными, от временной изоляции до психологических расстройств. От них же зависит и форма проявления отрицания общепринятых норм поведения.

Изоляция

Десоциализация, полученная вследствие изоляции, зависит от того, где и по каким причинам проходила изоляция. Если причиной изоляции был не особо продолжительный карантин, то после его завершения субъект, попав в общество, не будет испытывать особых сложностей. Сказываться будет только режим дня.

Если же причиной послужило заключение в места не столь отдаленные, то субъекту необходимо будет постараться, чтобы вернуться в колею нормальной жизни. Здесь ключевую роль играют внутренние качества субъекта, его воспитание. При правильно сформированной самооценке и при должном воспитании субъект не потеряет привитых ему положительных навыков. Аморальные нормы поведения субъектом скопированы не будут.

Длительная болезнь

Продолжительная болезнь также может стать причиной десоциализаци. Если во время длительной болезни кардинально менялись привычки и распорядок дня, то субъект будет испытывать сложности, связанные со вступлением в привычный образ жизни.

В случаях с болезнями, которые не относятся к ряду типичных, субъект может стать изгоем в обществе. Речь идет о ВИЧ инфицированных или о субъектах, столкнувшихся с туберкулезом. При отсутствии стойкости характера и поддержки со стоны близких субъект может замкнуться и впасть в глубокую депрессию.

Психическое расстройство

Одной из самых опасных причин десоциализации считается психическое расстройство. При подобном недуге субъект не контролирует свои поступки и эмоции. Этим он невольно может нанести вред окружающим. В случаях с госпитализацией в психиатрические клиники субъекты после выписки также особо нуждаются в поддержке близких. Без нее они сами относят себя к изгоям, поскольку увиденное и услышанное в больнице оставляет неизгладимый след на психике субъекта. Без поддержки выздоровевший уходит в себя, а от переживаний может случится рецидив.

Использование современных технологий, развлечения

Полное погружение в виртуальный мир становится причиной глубокой десоциализации. Это, как в случае с психическим расстройством, также считается серьезной проблемой. Как правило, в виртуальный мир погружаются подростки, которые имеют неустойчивую психику. Вывести их из этого состояния достаточно сложно, поскольку в подсознание, кроме законов компьютерной виртуальности, ничего не заложено.

Десоциализация может быть поверхностной, а может быть и глубокой. При поверхностной десоциализации поведение субъекта не меняется кардинально. Во время глубокой десоциализации поведение субъектов меняется до неузнаваемости. В это время происходит разложение нравственно-моральных норм. Они становятся абстрагированы от реальности и погружаются в свой мир. Причины такого поведения могут быть разными.

Симптомы десоциализации

Социальная дезадаптация проявляется в невозможности человека полноценно приспособиться к окружающим его условиям. Выделяют полную и частичную социальную дезадаптацию. При частичной дезадаптации человек перестает контактировать или соприкасаться с определенными сферами жизни: не ходит на работу, не посещает мероприятия, отказывается от общения с друзьями. При полной – нарушения возникают во всех сферах жизни, человек замыкается в себе, перестает общаться даже с самыми близкими и постепенно теряет связь с окружающей его действительностью.

Признаки социальной дезадаптации:

  • Агрессивность – один из самых характерных признаков. Дезадаптированные дети становятся агрессивными, так как они просто не понимают как себя вести и заранее занимают защитную позицию. Подростки и взрослые также используют вербальную и невербальную агрессию, манипуляции и ложь для наиболее быстрого достижения целей. В таком состоянии они не делают попыток наладить взаимодействие с окружающими и не пытаются понять, какие в этом обществе существуют нормы и правила.
  • Замкнутость – еще один характерный признак. Человек перестает общаться с окружающими, он полностью уходит в себя, прячется от людей, препятствует попыткам завязать с ним отношения.
  • Социофобия – постепенно развивается страх перед общением, большим количеством людей, необходимостью разговаривать с кем-то и так далее. Человеку становится все сложнее сделать что-то, выходящее за рамки его ежедневных дел, он начинает бояться посетить незнакомое место, сходить куда-то, завести разговор с незнакомым человеком или даже, выйти из дома.
  • Отклоняющееся поведение – отсутствие социальных контактов приводит к игнорированию существующих в обществе норм и правил. Результатом этого часто становится отклоняющееся или асоциальное поведение.

Примеры десоциализации в настоящие дни

В наше время отсутствуют общественные организации, как, например, пионерия во времена СССР или трудовые коллективы, которые могли повлиять на поведение индивида в обществе. Это стало причиной распространения десоциализации, как в среде подростков, так и в среде взрослых.

Среди подростков широко распространено погружение в виртуальный мир. С эти связана подмена ценностей: стремление к наживе, к физической силе. При этом формируется потребность заполучить все и сразу.

Люди более взрослого возраста, столкнувшись с виртуальностью, забывают о своих прямых обязанностях: быть в семье кормильцем и образцом для подрастающих детей.

Широко распространены в наши дни и наркомания и алкоголизм, что обусловлено свободой выбора: полки магазинов пестрят различными товарами, снимающими стресс. Но эти продукты вызывают привыкание и делают потребителя своим заложником.

Виды социализации

По различным причинам и критериям социализацию делят на следующие виды:

  • первичная;
  • ресоциализация (вторичная);
  • групповая;
  • гендерная;
  • организационная;
  • досрочная.

Первичная

Тип социализации, сопровождающий человека с момента его рождения и до становления в качестве зрелой личности. Фундамент всех остальных интеграционных процессов. Наиболее значимый институт в данный период — семья, далее — детский сад и школа. Соответственно, важнейшими агентами социализации первичного вида являются члены семьи, а затем преподаватели и сверстники. Через них индивид получает первичную информацию о мире, впервые узнает о нормах и ценностях общества. Также агентами могут быть всевозможные спортивные и творческие секции и интернет.

Ресоциализация

Вторичная социализация устраняет ранее приобретенные навыки, знания и умения и способствует развитию новых. Данному виду характерны резкий разрыв с прошлым и стихийные изменения в восприятии всего окружающего мира, однако эти изменения все-таки менее глобальны, чем процессы первичного вида. Ресоциализация сопровождает человека на протяжении всей жизни. Агентами вторичной социализации могут служить абсолютно разные люди и структуры — руководители, коллеги, представители государственных органов и другие личности, с которыми объект социализации имеет, как правило, формально-деловые отношения.

Групповая

Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы. Групповой вид становится наиболее влиятельным, когда авторитет семьи заменяется авторитетом сверстников или товарищей по интересам и деятельности.

Гендерная

Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») — спектр характеристик, относящихся к маскулинности («мужским» качествам) и феминности («женским» качествам).

Становление в обществе путем изучения значимых особенностей конкретного пола. Мальчики и девочки начинают осознавать свою гендерную роль в обществе.

Организационная

«Рабочий» вид социализации, благодаря которому индивид, только вошедший в какую-то организацию и структуру, начинает больше узнавать ее, становится «своим», налаживает общение с коллегами, руководителями и подчиненными.

Досрочная

Вид социализации, при которой человек, не соответствуя по каким-то признакам (возраст, опыт) действительному процессу, примеряет на себе более развитую модель поведения. Например, дети могут «играть во взрослых», становясь «матерями» или «работниками».

Подробный разбор терминов

Термин «десоциализация» используется для описания явления, которое заключается в присвоении личности антиобщественных норм и ценностей. Этот процесс является первопричиной антисоциального поведения и приобретения негативных установок в поведенческой модели. Десоциализация является одним из факторов, способствующих дестабилизации, на основе которых происходит деформация связи с обществом.

Разбирая, что такое десоциализация, следует сказать о том, что данный процесс подразумевает частичную или полную потерю социальных навыков. Подобные проблемы отражаются на ведении жизнедеятельности и процессе самореализации личности. В такой ситуации, человеку присваивается «ярлык» изгоя. По мнению специалистов, причина формирования десоциализации связана с влиянием стрессовых факторов и проблем, возникающих во время первоначального погружения в социум

Важно обратить внимание на то, что десоциализация имеет многоуровневую структуру

Частичная десоциализация возникает на фоне длительной изоляции от общества. Чаще всего, это явление наблюдается у людей, вышедших из длительного отпуска или больничного. Потеря прямого контакта с окружающими людьми изменяет жизненный ритм и делает человека более склонным к одиночеству. Подобный эффект наблюдается у людей, имеющих интернет зависимость, который проявляется в виде злоупотребления компьютерными играми и социальными сетями. Люди с этим видом зависимости часто заменяют реальную жизнь на виртуальное пространство.

Психологи отмечают, что в данном случае, процесс десоциализации не оказывает сильного влияния на состояние психики, что говорит о возможности коррекции. Изменение образа жизни и смена приоритетов позволяют запустить процесс ресоциализации. Данное явление следует воспринимать как самостоятельное воспитание в собственной личности тех качеств, что представляют собой первостепенные ценности для современного общества. Вышеупомянутые события являются неотъемлемой частью становления человеческой личности. Во время процесса взросления, человек изменяет свое мировоззрение, что оказывает определенное влияние на его стимулы и саму жизнь.

Тяжелая форма десоциализации наблюдается у детей, воспитанных в неблагополучных семьях. Неправильный подход к воспитательному процессу, также может оказать негативное влияние на становление личности. Потворство родителей и жажда создать барьер от трудностей жизни, значительно увеличивает риск возникновения различных проблем во время погружения в социум. Личность, взращенная в тепличных условиях, плохо усваивает нормы социальных групп, окружающих индивида. На этом фоне наблюдаются различные проблемы, связанные с выполнением простейших действий, среди которых следует выделить построение коммуникативных связей.

Принадлежность к преступным группам или субкультурам, может привить ложные ценности, которые прямо противоположны нормам культурного общества. Подобные обстоятельства могут стать неблагоприятной почвой для личностного развития.

Нарушения в сфере социализации могут быть вызваны такими факторами, как:

  • потеря близкого родственника;
  • потеря рабочего места;
  • личностные и психические расстройства;
  • террористические акты.

Стрессовые факторы могут оказать сильное влияние на человеческую личность, что может привести к изменению в образе жизни. Под влиянием стресса человек может сильно сузить свой круг общения, изолироваться от общества и потерять навыки построения коммуникативных связей.

Существуют добровольные виды отказа от общественных норм и ценностей. Одним из примеров добровольной десоциализации является уход в монастырь

Важно отметить, что отказ от общепринятых правил в пользу духовного обогащения позволяет человеческой личности постоянно самосовершенствоваться. Уникальность этого примера заключается в одновременном течении процессов десоциализации и ресоциализации

Подробный разбор терминов

Термин «десоциализация» используется для описания явления, которое заключается в присвоении личности антиобщественных норм и ценностей. Этот процесс является первопричиной антисоциального поведения и приобретения негативных установок в поведенческой модели. Десоциализация является одним из факторов, способствующих дестабилизации, на основе которых происходит деформация связи с обществом.

Разбирая, что такое десоциализация, следует сказать о том, что данный процесс подразумевает частичную или полную потерю социальных навыков. Подобные проблемы отражаются на ведении жизнедеятельности и процессе самореализации личности. В такой ситуации, человеку присваивается «ярлык» изгоя. По мнению специалистов, причина формирования десоциализации связана с влиянием стрессовых факторов и проблем, возникающих во время первоначального погружения в социум

Важно обратить внимание на то, что десоциализация имеет многоуровневую структуру

Частичная десоциализация возникает на фоне длительной изоляции от общества. Чаще всего, это явление наблюдается у людей, вышедших из длительного отпуска или больничного. Потеря прямого контакта с окружающими людьми изменяет жизненный ритм и делает человека более склонным к одиночеству. Подобный эффект наблюдается у людей, имеющих интернет зависимость, который проявляется в виде злоупотребления компьютерными играми и социальными сетями. Люди с этим видом зависимости часто заменяют реальную жизнь на виртуальное пространство.

Психологи отмечают, что в данном случае, процесс десоциализации не оказывает сильного влияния на состояние психики, что говорит о возможности коррекции. Изменение образа жизни и смена приоритетов позволяют запустить процесс ресоциализации. Данное явление следует воспринимать как самостоятельное воспитание в собственной личности тех качеств, что представляют собой первостепенные ценности для современного общества. Вышеупомянутые события являются неотъемлемой частью становления человеческой личности. Во время процесса взросления, человек изменяет свое мировоззрение, что оказывает определенное влияние на его стимулы и саму жизнь.

Десоциализация есть результат добровольного отказа от старых ценностей

Тяжелая форма десоциализации наблюдается у детей, воспитанных в неблагополучных семьях. Неправильный подход к воспитательному процессу, также может оказать негативное влияние на становление личности. Потворство родителей и жажда создать барьер от трудностей жизни, значительно увеличивает риск возникновения различных проблем во время погружения в социум. Личность, взращенная в тепличных условиях, плохо усваивает нормы социальных групп, окружающих индивида. На этом фоне наблюдаются различные проблемы, связанные с выполнением простейших действий, среди которых следует выделить построение коммуникативных связей.

Принадлежность к преступным группам или субкультурам, может привить ложные ценности, которые прямо противоположны нормам культурного общества. Подобные обстоятельства могут стать неблагоприятной почвой для личностного развития.

Нарушения в сфере социализации могут быть вызваны такими факторами, как:

  • потеря близкого родственника;
  • потеря рабочего места;
  • личностные и психические расстройства;
  • террористические акты.

Стрессовые факторы могут оказать сильное влияние на человеческую личность, что может привести к изменению в образе жизни. Под влиянием стресса человек может сильно сузить свой круг общения, изолироваться от общества и потерять навыки построения коммуникативных связей.

Существуют добровольные виды отказа от общественных норм и ценностей. Одним из примеров добровольной десоциализации является уход в монастырь

Важно отметить, что отказ от общепринятых правил в пользу духовного обогащения позволяет человеческой личности постоянно самосовершенствоваться. Уникальность этого примера заключается в одновременном течении процессов десоциализации и ресоциализации

Десоциализация личности

Социализация личности происходит на различных уровнях. Сначала ребенок проходит первичную социализацию – это когда он пребывает в малой группе людей, где царят свои законы и правила. Первичная социализация осуществляется в семье (родители и родственники), в детских садах (воспитатели и другие дети), школе (учителя) и пр. По мере своего взросления ребенок попадает во вторичные условия своей социализации, когда он начинает контактировать со структурами, организациями, целым социумом и государством.

Десоциализация предполагает обратный процесс, когда человек начинает терять свои социальные навыки. Это может происходить как в детском возрасте, так и во взрослом. Если десоциализация происходит у взрослого человека, то речь скорее идет о разрыве связей с обществом и государством в целом и сохранении контактов с отдельными группами людей и лицами.

Степень десоциализации зависит от того, в какой среде человек оказывается, насколько сильно окружение влияет на психику индивида и меняет ее. Существует такая поговорка: «Век живи – век учись». Здесь говорится о том, что человеку постоянно приходится переобучаться, поскольку его жизнь не является статической:

  1. Меняется место жительства.
  2. Меняются интересы.
  3. Меняется круг общения и друзья.
  4. Уходят одни люди, приходят другие.
  5. Меняется работа и вид деятельности.
  6. Корректируются или меняются убеждения и взгляды.

Мир постоянно меняется, как и жизнь самого человека, который сначала взрослеет, а потом уже сам влияет на те изменения, которые происходят в его жизни. Даже создание семье уже значительным образом меняет образ жизни и взгляды индивида.

Человек постоянно должен переобучаться, то есть приспосабливаться к новым условиям, в которые он попал. Это является процессом социализации, или адаптации. Однако бывают такие среды, в которых человек словно деградирует, десоциализируется: концлагеря, тюрьмы, психиатрические лечебницы, затворнический образ жизни и пр. В такой ситуации человек тоже меняется, однако не в сторону социализации. Оказываясь в обществе мирных граждан, он не способен с ними контактировать.

Ресоциализация как раз и направлена на то, чтобы человека обучить правилам и нормам, показать нечто новое и приспособить к этому.

Учреждения

Тюремная камера

Целью тотальных институтов является ресоциализация, которая радикально меняет личность жителей путем преднамеренного манипулирования их средой. Тотальный институт относится к институту, в котором человек полностью погружен и контролирует всю свою повседневную жизнь. Вся деятельность происходит в одном месте под единым руководством. Примеры тотального учреждения включают тюрьмы, общественные дома и армию.

Ресоциализация — это процесс, состоящий из двух частей. Во-первых, сотрудники учреждения пытаются подорвать самобытность и независимость жителей. Стратегии размывания идентичности включают в себя принуждение людей отдавать все личное имущество, делать одинаковые стрижки и носить стандартную одежду. Независимость подрывается из-за того, что жителей подвергают унизительным и унизительным процедурам. Примерами являются обыск с раздеванием, снятие отпечатков пальцев и присвоение серийных номеров или кодовых имен вместо имен жителей.

Вторая часть процесса ресоциализации включает систематические попытки построить другую личность или себя. Обычно это делается через систему поощрений и наказаний. Возможность читать книгу, смотреть телевизор или разговаривать по телефону может быть мощным мотиватором для подчинения. Конформность возникает, когда люди меняют свое поведение, чтобы соответствовать ожиданиям авторитетного лица или ожиданиям более широкой группы.

Нет двух людей, которые одинаково реагируют на программы ресоциализации. Некоторые жители оказываются «реабилитированными», но другие могут стать ожесточенными и враждебными. Кроме того, в течение длительного периода времени строго контролируемая среда может разрушить способность человека принимать решения и жить независимо, что известно как институционализация , негативный результат всей институции, который мешает человеку когда-либо эффективно функционировать во внешнем мире. мир снова. (Спроул, 154-155)

Ресоциализация также очевидна у людей, которые никогда не были « социализированы » в первую очередь или от которых не требовалось вести себя в обществе в течение длительного периода времени. Примеры включают одичавших детей (никогда не социализированных) или сокамерников, которые находились в одиночном заключении .

Социализация — это процесс, продолжающийся всю жизнь. Социализация взрослых часто включает изучение новых норм и ценностей, которые сильно отличаются от тех, которые связаны с культурой, в которой вырос человек. Процесс может быть добровольным. В настоящее время поступление на службу в добровольческую армию рассматривается как пример добровольной ресоциализации. Нормы и ценности, связанные с военной жизнью, отличаются от тех, которые связаны с гражданской жизнью (Riehm, 2000).

Социолог Эрвинг Гоффман изучал ресоциализацию в психиатрических учреждениях. Он охарактеризовал психиатрическое учреждение как тотальное учреждение, в котором фактически каждый аспект жизни заключенных контролируется учреждением и рассчитан на достижение целей учреждения. Например, учреждение требует, чтобы пациенты соблюдали определенные правила, даже если это не обязательно отвечает интересам людей.

Отрицательная социализация

Отрицательная социализация возникает, когда другие используют наказание, резкую критику или гнев, чтобы попытаться «преподать нам урок»; и часто мы начинаем не любить и негативную социализацию, и людей, которые нам ее навязывают. Есть все виды сочетаний позитивной и негативной социализации, и чем больше у нас положительного опыта социального обучения, тем мы, как правило, счастливее, особенно если мы способны узнавать полезную информацию, которая помогает нам справляться с жизненными трудностями. Высокое соотношение негативной и позитивной социализации может сделать человека несчастным, что приведет к подавленным или пессимистическим переживаниям в отношении жизни.

Институты социализации

В качестве основных институтов как первичной, так и вторичной социализации индивида выделяют следующие: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, учебные коллективы, этнос, религия, к которой принадлежит человек, сфера его профессиональных интересов (например, производственное предприятие и иное место работы).

Определение 1

Таким образом, институт социализации – это непосредственно то окружение, через которое осуществляются процессы передачи опыта, ценностных установок, норм и правил поведения.

Семья является самым основным и первичным институтом социализации. Родители и первичные воспитатели прививают ребенку основные инструменты, ориентировки и правила действия в социальном мире. Также именно они транслируют ему духовные и материальные ценности, закладывают в него первоначальный проект социализации, который человек будет реализовывать на протяжение всей своей жизни.

Следующий институт социализации – это неформальная группа. На протяжение всей жизни индивид, выходя за рамки семейного института, знакомится и взаимодействует с большим количеством людей. Какие-то связи носят формальный характер (с преподавателями в школах и вузах, с работодателем и другими коллегами), а какие-то – неформальный. К ним относятся дружеские компании, приятельские взаимоотношения.

В рамках данного института индивид может получить как положительные знания и опыт, так и отрицательные. Зачастую неформальная группа носит нетрадиционные ценности, которые противоречат ценностным ориентирам социума. Их называют субкультурами, а их отличительная черта – ярко выраженная девиация и асоциальное поведение.

В рамках формальных групп индивид вбирает профессиональный опыт. Формальный коллектив может носить ценности и транслировать опыт разных социальных групп:

  1. Этнических – принадлежность к какому-либо этносу, народу, соблюдение их традиций и обычаев, а также норм поведения, символики, одежды;
  2. Религиозных – приобщение к определенному вероисповеданию, соблюдение культов, заповедей, правил, толерантное отношение к представителям других религий, трансляция религиозных ценностей в остальной социум;
  3. Профессиональные – соотнесение себя с какой-либо профессией, выбор деятельности, который будет приносить не только материальные блага, но и моральное удовлетворение. Возможность самореализации через профессиональную и творческую деятельность.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector