Анализ рассказа булгакова «морфий»

Содержание «Морфия» М. Булгакова

Повесть М. Булгакова Морфий — ни что иное, как мир, показанный нам через восприятие врача.

Главные герои повести — Бомгард, врач, от лица которого ведется повествование, и еще один враг, коллега, Сергей Поляков.

Действие происходит в 1917 году, время смуты, революции, надежд и потерь. Повесть начинается с рассказа доктора Бомгарда, неожиданно переведенного с глухого участка без электричества в маленький городок с более оснащенной больницей.

Радости Бомгарда нет предела: я больше не нес на себе роковой ответственности за все, что не случилось, за грыжи, воспаления, неправильные положения при родах. Однако ему снится его прежний участок, стоны больных, и он задумывается о том, кто же сейчас на его месте, в злополучном, захолустном участке?!

Однажды во время дежурства сиделка приносит Бомгарду письмо. Судя по штемпелю, письмо оказывается из прежнего участка Бомгарда. Автор письма – коллега и бывший сокурсник Бомгарда — Поляков, просит срочно приехать Я тяжело и нехорошо заболел. Помочь мне некому, да и я не хочу не у кого искать помощи, кроме Вас.

Бомгард решает ехать, даже отпрашивается у главного врача, ложась спать, мучается сомнениями, чем же болен Петров: рак? Сифилис? Всю ночь Бомгард не спит, а на утро… привозят тело застрелившегося доктора Полякова. В предсмертной записке, которую находят, Поляков пишет, что не будет дожидаться Бомгарда, он раздумал лечиться.

В письме – записке он предостерегает прочих: Будьте осторожны с белыми, растворимыми в воде кристаллами. Рядом с письмом находят общую тетрадь, которая оказывается дневником. Бомгард читает дневник Полякова, о чем М. Булгаков повествует далее.

Из дневника Полякова читатель узнает, что Поляков поехал в глухой участок оттого, что ему опротивели все люди, а больше других – его жена Амнерис, оперная певица, бросившая его после года совместной жизни. Люди, окружающие доктора Полякова и в участке, тоже, абсолютно не вызывают его симпатий, он постоянно хмур и молчалив.

Более других ему нравится фельдшерица Анна Кирилловна, он ее называет очень милой. Как-то ночью у него случается невыносимый приступ желудочной боли, хотя он здоров он зеленеет и Анна Кирилловна впрыскивает Кириллу морфий. Боль проходит, а доктор мысленно называет благодетель того, кто первый извлек из маковых головок морфий.

На следующий день боль повторяется, и Поляков решается вновь впрыснуть себе остаток морфия. Потом, как только его начинает мучить досада по поводу поступка его жены, он вновь обращается к морфию. Вскоре Анна Константиновна становится тайной женой Полякова. Поляков начинает привыкать к морфию, а Анну успокаивает тем, что говорит, будто у него очень сильная воля.

Но Анна отказывается разводить доктору морфий – он же сам этого делать не умеет; она прячет от него ключи от кладовой, где хранятся наркотические вещества, но Поляков выманивает ключи. Доза морфия увеличивается с каждым днем. Количество инъекций тоже. Причем сам Поляков убежден, что способен бросить это в любую минуту.

Вес его падает, он становится бледным, а в периоды между дозами Поляков невыносимо зол, ненавидит всех и все. Стоит только принять морфий, как наступает блаженство и покой. Поляков боится одного: узнают остальные врачи по трясущимся рукам и расширенным зрачкам. Но это неизбежно происходит.

Его отправляют в лечебницу, из которой он сбегает, предварительно украв из незапертого шкафа несколько склянок с морфием, возвращается в участок, продолжает колоть морфий. К этому времени доктора начинают посещать галлюцинации: слышатся голоса, мерещатся тени, а однажды он видит летающую старушку в желтой юбке.

В тоже время он все больше осознает, как врач, что излечиться не в силах. Предпоследняя запись в дневнике гласит: Люди! Кто-нибудь поможет мне? А в последней записи Поляков сам себе признается: Позорно было бы хоть минуту длить свою жизнь.

В пятой и заключительной части повести Морфий М.Е.Булгаков пишет, что записки доктора были опубликованы Бомгардом через десять лет после его смерти, но свое значение и силу сохранили.

Краткое содержание Морфий в сокращении (Булгаков Михайл)

В повести “Морфий” Михаил Булгаков предоставил читателю возможность увидеть мир глазами врача. Главными героями автор сделал лекаря Бомгарда, от которого и ведет повествование, и его коллегу Сергея Полякова.Время действия М. Булгаковым выбрано смутное – 1917 год, период революции, пора надежд и разочарований. Повесть начинается с введения главного героя. Доктор Бомгард повествует о своем неожиданном везении.Его вдруг перевели из глухой сельской местности в небольшой городок, где ему надлежало работать в хорошо оснащенной больнице.

Ему постоянно снится его старый участок, страдания и стоны больных. Бомгарда начинает точить вопрос о судьбе глухой больнице. Его интересует, кого же поставили на его место?.Действие романа закручивается с того момента, когда главный герой получает письмо из провинции, из того самого участка, где раньше работал. В письме бывший сокурсник Бомгарда Сергей Поляков просит сразу же приехать: “Я тяжело и нехорошо заболел. Помочь мне некому, да и я не хочу ни у кого искать помощи, кроме Вас”.

мучительно перебирает возможные заболевания. Однако утро предстает перед нашим героем еще более мрачным: привозят тело Полякова. Он застрелился.Перед смертью Сергей написал записку, в которой объясняет, что не хочет лечиться. Бомгард узнает из этого письма, что доктор передумал его ждать, но предупреждает, что следует быть осторожными с белыми кристаллами, которые разводят в воде.

Оказалось, что Сергей Поляков сбежал в глушь, потому что был разочарован жизнью вообще и отношениями со своей женой оперной певицей Амнерис в частности. Люди, которые работали с доктором, тоже были ему противны. Единственным исключением была Анна Кирилловна, фельдшерица больницы.

Однажды у врача случился острый и болезненный спазм в области желудка. Боль была настолько сильной, что Анна Кирилловна вводит ему морфий. Все проходит, а доктор в мыслях восхваляет чудодейственное средство. На следующий день с Поляковым происходит точно такая же история, а затем морфий начинает входить в его жизнь по любому поводу: грусть, досада, жена бросила. Через некоторое время Анна начинает тайно жить с доктором, а он окончательно привыкает к морфию.

Доктор все чаще и чаще находит успокоение при введении инъекций. Хотя сам он считает, что откажется от наркотика в любой момент, когда этого захочет. За это время он изменился и внешне, стал худым, бледным. Без морфия врач не может контролировать свои эмоции, всех ненавидит. Зато после дозы становится спокойным, наслаждаясь временным блаженством.Боится Сергей только одного: его раскроют коллеги. Он чувствует, что это неизбежно. У него постоянно трясутся руки, расширены зрачки. Так и случается. Полякова отвозят в лечебницу, но он сбегает, украв там морфий. От наркотического вещества врача стали посещать галлюцинации. Он то слышит какие-то голоса, то видит тени. В один день ему привиделась старушка в желтом, которая летала. Пришла пора, когда врач стал осознавать, что не может избавиться от зависимости.

В финале повести “Морфий” М. Булгаков говорит, что Бомгард опубликовал дневник спустя десять лет после смерти Сергея Полякова. Однако свою силу и актуальность не потерял.(Пока оценок нет)

Пропавший глаз[ред.]

Кратко Подробный пересказ

Доктор работал на Н-ском участке уже год. Он повзрослел, набрался опыта и брился теперь только раз в неделю. Чаще бриться не получалось — как только доктор раскладывал бритвенные принадлежности, его вызывали к больному.

За год он научился принимать роды любой сложности, делать ампутации, ушивать грыжи и рвать зубы. Первый вырванный им зуб оказался с куском кости. Доктор решил, что сломал больному челюсть, и долго мучился угрызениями совести, пока более опытный коллега не объяснил, что выломал он не кусок кости, а зубную лунку.

Как только доктор уверился, что всё видел и всё знает, как к нему привезли ребёнка с огромной опухолью вместо глаза. Доктор решил, что глаза больше нет, а опухоль надо вырезать, но мать от операции отказалась.

Через неделю доктор увидел этого же ребёнка с двумя здоровыми глазами. Оказалось, что опухоль была огромным гнойником, закрывшим глаз. Гной вытек, и пропавший глаз появился.

Эпизод «Стальное горло»

В этом рассказе на стол доктора попадает маленькая девочка, которая находится на последней стадии дифтерии. Бомгард, конечно же, в бешенстве от увиденного. Он винит в случившемся бабушку и мать ребенка, не понимая, зачем было тянуть до последнего и так безответственно относится к здоровью ребёнка. Ему приходится в срочном порядке произвести трахеотомию и вставить в горло стальную трубку. Это требуется на время, чтобы пациентка не задохнулась от удушья. Данный рассказ заканчивается юмористическим повествованием, показывающим безграмотность деревенских жителей. Люди считают, что доктор целенаправленно зашил в горло девочки трубку, с которой она будет жить всю жизнь. Чтобы посмотреть на это съезжаются жители окружающих деревень.

Эпизод «Морфий»

Данное произведение написано в 1927 году и большинство литераторов отрицают его принадлежность к данному циклу. Но поскольку есть сторонники противоположного мнения, разберём и его. Это печальное повествование. Рассказ представляет собой своеобразный монолог наркомана, который практически всю жизнь употребляет морфий. Спустя время, этот человек накладывает на себя руки. Герой данного рассказа – это друг и коллега Бомгарда.

Многие биографы Бунина утверждают, что тематика была весьма близка для Михаила Афанасьевича, так как он сам ранее перетерпел мучительную зависимость от морфия, но в отличие от героя рассказа, нашел в себе силы и справился с пагубным пристрастием.

Рассказ представляет собой несколько страниц пронизывающей душу истории. Здесь показаны всевозможные ужасы, связанные с наркоманией и ярко расписан финал такой зависимости. Человек, употребляющий морфий, деградирует в обществе, теряет своих друзей и близких, а личность его распадается.

О чем книга?

Рассказ ведётся от лица доктора Бомгард, вторым главным героем является Сергей Поляков, его бывший сокурсник. Начинается все с того, что рассказчик делится с читателем своей радостью: его переводят из сельской местности в небольшой город работать, он доволен, если бы ни одно НО. Герою часто снится его старый участок, больные и, в конце концов, мысли начинают есть доктора изнутри. Он думает о судьбе глухой больницы, а сюжет закручивается, когда герой получает письмо из старого участка.

В этот момент я начала додумывать, причём здесь морфий, вроде бы, начало обыкновенного Чеховского рассказа с грустью и печалью… Так вот, что там с морфием, Михаил Афанасьевич?

Дело в том, что бывший сокурсник нашего доктора прислал письмо с просьбой помочь ему, так как он тяжело болен, а на следующее утро привозят тело Сергея Полякова. Вместе с ним дневник. Дальше повествование ведётся от лица самого морфиниста, что лучше всего позволяет проникнуть в его внутренний мир. Да, Поляков употреблял морфий из-за сильной боли и спазмов в желудке, а потом подсел на него и употреблял по любому поводу. Именно в этом дневнике мы поэтапно узнаем, что происходит с человеком, который зависит от наркотиков. У него и агрессивные припадки, и ломка. Это интересно читать, потому что сама тема наркотической зависимости покрыта мраком, а в рассказе открывается занавес тайны, ведь описывается каждый день героя с детальным изложением его чувств. Например, изображение блаженства после дозы настолько красочное, что я боюсь, детям до 18 эту повесть лучше не читать. Как и все обычные наркоманы, Поляков думает, что сможет отказаться в любой момент, но не тут-то было. Он боится разоблачения коллегами, потому что его выдают постоянно трясущиеся руки и расширенные зрачки. Булгаков описывает и галлюцинации, и растерянность Полякова, который в конце дневника все же написал, что ему стыдно было бы продолжать жить.

В финале доктор Бомгард публикует этот дневник спустя десять лет после смерти Сергея Полякова.

Могильный камень, пожар и призрак Гоголя

В народной памяти фигура Булгакова традиционно окутана мистическим флером. Одна из легенд связана как раз с наркотической зависимостью писателя и включает еще одного выдающегося литератора — Николая Гоголя.

Николай Гоголь на портрете кисти Федора Мюллера. Источник — Википедия

В своем дневнике Булгаков писал, как, мучившись от очередной ломки, вдруг увидел вошедшего в комнату «низенького остроносого человечка с маленькими безумными глазами» — тот склонился над кроватью страдавшего и зло пригрозил ему пальцем.

Считается, что описанным пришельцем был именно Гоголь, и что после его визита наркозависимость начала стремительно сходить на нет.

Естественно, легенды связывают Булгакова и с персонажами «Мастера и Маргариты» — и в частности, с котом Бегемотом.

Памятник Булгакову и коту Бегемоту в городе Харьков. Фото — Википедия

Согласно одной из историй, у Бегемота существовал реальный прототип — только не кот, а пес с той же кличкой. Он был настолько умен, что однажды на Новый год после боя курантов пролаял 12 раз, хотя его никто этому не учил.

Правда, достоверные свидетельства называют прототипами волшебного животного все же котов — домашнего котенка семьи Булгаковых Флюшку и Мурра из сатирического романа Эрнста Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра».

Обложка романа Гофмана в издании 1855 года. Источник — Википедия

Еще одна история связана с известной фразой Бегемота: «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус». Считается, что однажды, когда Булгаков в очередной раз редактировал эпизод с цитатой, в квартире этажом выше неожиданно начался пожар. Впоследствии, при попытке отыскать источник возгорания выяснилось, что на кухне соседей писателя загорелся именно примус.

С Гоголем связывают и главную «посмертную» историю о Булгакове — на этот раз подлинную. Третья жена литератора Елена в послании его брату Николаю писала:

«Я никак не могла найти того, что бы я хотела видеть на могиле Миши (умершего Булгакова) — достойного его. И вот однажды, когда я по обыкновению зашла в мастерскую при кладбище Новодевичьем, — я увидела глубоко запрятавшуюся в яме какую-то глыбу гранитную.

Директор мастерской на мой вопрос объяснил, что это Голгофа с могилы Гоголя, снятая с могилы Гоголя, когда ему поставили новый памятник. По моей просьбе, при помощи экскаватора, подняли эту глыбу, подвезли к могиле Миши и водрузили. Вы сами понимаете, как это подходит к Мишиной могиле — Голгофа с могилы его любимого писателя Гоголя».

Могила Булгакова и его третьей жены на Новодевичьем кладбище. Фото — Википедия

Михаил Булгаков: гениальный писатель или несчастный морфинист?

Многих людей до сих пор интересует биография Михаила Булгакова. Ведь он был незаурядным человеком. Писатель в непростое время переворотов и репрессий сумел остаться верным своим принципам и взглядам, продолжая творить. Существует версия, что пережить этот период ему помогал морфий. Так ли это?

По статистике Булгаков входит в десятку любимых авторов россиян. Читателей привлекает его легкий слог, острая сатира и мистические сюжеты.

Где же великий писатель черпал вдохновение? Во многих источниках упоминается, что музами Михаила Афанасьевича были любимые женщины.

А может необычные сюжеты у него рождались под воздействием морфия? Так кем же был Булгаков: гением пера или несчастным наркоманом?

Путь к творчеству

Будущий писатель родился в интеллигентной семье. Его отец был богословом и историком церкви, а мать – преподавала французский язык. Биографы отмечают, что литературный талант мог передаться Булгакову от матери.

Она с удовольствием сочиняла поучительные и веселые сказки для своих семерых детей. Как говорится, яблоко от яблони недалеко падает. В 7 лет юный Михаил написал свой первый рассказ.

Позже талантливый мальчик участвовал в спектаклях, писал стихи, играл на рояле и даже рисовал карикатуры.

Невзирая на тягу к искусству, подросший Булгаков выбрал для себя серьезную профессию. В 1916 году он окончил Киевский университет и получил диплом врача с отличием. Уже во время учебы Михаил стал практиковать. Он совмещал профессии гинеколога, хирурга и венеролога. В годы Первой мировой и Гражданской войны будущий писатель трудился в лазаретах и прифронтовых госпиталях.

В 1920 году Булгаков оказался на лечении во Владикавказе и стал активно сочинять пьесы. В этот период он понял, что его призвание – это писать. В 1921 году Михаил переехал в Москву. Здесь писатель подрабатывал фельетонистом и репортером. А через несколько лет свет увидели его знаменитые произведения «Роковые яйца», «Дьяволиада» и «Собачье сердце».

В дурмане

За годы своей творческой деятельности Булгаков написал 13 романов и повестей, 17 пьес и более сотни рассказов. В его жизни были взлеты и падения, признание и травля. В какой же момент жизни гениальный писатель стал наркоманом?

Булгаков впервые «подсел» на морфий в 1917 году. Он, спасая больного дифтеритом ребенка, сделал себе прививку от этой болезни. Она вызвала аллергическую реакцию и сильные боли. Чтобы не мучиться, Михаил стал употреблять морфий. Вскоре врач превратился в законченного наркомана.

Интеллигентный Булгаков бросался на жену с пистолетом и кидался в нее примусом, требуя очередной дозы. Он был уже на волоске от своего печального конца. Писателя спасли его жена и отчим профессор Воскресенский. Они стали подменять ампулы с морфием на воду. Невероятно, но Михаилу удалось избавиться от страшной пагубной привычки.

Михаил не стеснялся своего «нездорового» прошлого. В 1927 году он опубликовал рассказ «Морфий», в котором описал будни морфиниста. Писатель стремился предупредить людей, что наркотики могут завести в могилу. К сожалению, в конце жизни Булгаков вновь столкнулся с морфием.

Он страдал от тяжелой наследственной болезни почек, поэтому с 1939 года был вынужден принимать обезболивающее. Именно поэтому на рукописи последней версии знаменитого романа «Мастер и Маргарита» были найдены следы морфия.

Однако к этому времени произведение было уже написано и требовало лишь отшлифовки.

Булгаков несколько лет страдал от пагубной зависимости, и в этот период его действительно можно было назвать несчастным наркоманом.

Однако он сумел вернуться к нормальной жизни, благодаря чему мир «получил» гениальнейшие произведения литературы. Стоит отметить, что Михаил пристрастился к морфию не от скуки или в поисках вдохновения.

Он всего лишь хотел облегчить боль. И, в конце концов, такому гениальному человеку можно простить и минуты слабости!

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк (

Вьюга

Кратко Подробный пересказ

После удачной ампутации доктор прославился на всю округу, к нему съезжалось по сотне пациентов в день. Второго врача на участок не присылали, и смертельно уставший доктор продолжал лечить.

Началась вьюга, и больница опустела, но отдохнуть доктору не удалось — его позвал на помощь коллега с соседнего участка. Случай был тяжёлый: жених решил покатать невесту на санях, лошадь слишком резко тронулась с места и девушка сильно ударилась головой о косяк ворот.

Помочь доктор не смог, девушка умерла. Его ждали больные, и он решил вернуться несмотря на вьюгу. По дороге доктор с возницей заблудились, с трудом нашли дорогу и спаслись от пары волков.

Засыпая, доктор клялся себе, что больше никуда не поедет в такую погоду, но в глубине души понимал, что никогда не откажется помочь.

Пропавший глаз

Кратко Подробно Оригинал

Доктор работал на Н-ском участке уже год. Он повзрослел, набрался опыта и брился теперь только раз в неделю. Чаще бриться не получалось — как только доктор раскладывал бритвенные принадлежности, его вызывали к больному.

Брифли существует благодаря рекламе:

За год он научился принимать роды любой сложности, делать ампутации, ушивать грыжи и рвать зубы. Первый вырванный им зуб оказался с куском кости. Доктор решил, что сломал больному челюсть, и долго мучился угрызениями совести, пока более опытный коллега не объяснил, что выломал он не кусок кости, а зубную лунку.

Как только доктор уверился, что всё видел и всё знает, как к нему привезли ребёнка с огромной опухолью вместо глаза. Доктор решил, что глаза больше нет, а опухоль надо вырезать, но мать от операции отказалась.

Через неделю доктор увидел этого же ребёнка с двумя здоровыми глазами. Оказалось, что опухоль была огромным гнойником, закрывшим глаз. Гной вытек, и пропавший глаз появился.

Михаил Булгаков: Записки юного врача

3…

Надвигался вечер, и я осваивался.

«Я ни в чем не виноват, – думал я упорно и мучительно, – у меня есть дом, я имею пятнадцать пятерок. Я же предупреждал еще в том большом городе, что хочу идти вторым врачом. Нет. Они улыбались и говорили: „освоитесь“. Вот тебе и освоитесь. А если грыжу привезут? Объясните, как я с ней освоюсь? И в особенности, каково будет себя чувствовать больной с грыжей у меня под руками? Освоится он на том свете (тут у меня холод по позвоночнику)…

А гнойный аппендицит? Га! А дифтерийный круп у деревенских ребят? Когда трахеотомия показала? Да и без трахеотомии будет мне не очень хорошо… А… а… роды! Роды-то забыл! Неправильные положения. Что ж я буду делать? А? Какой я легкомысленный человек! Нужно было отказаться от этого участка. Нужно было. Достали бы себе какого-нибудь Леопольда».

В тоске и сумерках я прошелся по кабинету. Когда поравнялся с лампой, уважал, как в безграничной тьме полей мелькнул мой бледный лик рядом с огоньками лампы в окне.

«Я похож на Лжедмитрия», – вдруг глупо подумал я и опять уселся за стол.

Часа два в одиночестве я мучил себя и домучил до тех пор, что уж больше мои нервы не выдерживали созданных мною страхов. Тут я начал успокаиваться и даже создавать некоторые планы.

Так-с… Прием, они говорят, сейчас ничтожный. В деревнях мнут лен, бездорожье… «Тут тебе грыжу и привезут, – бухнул суровый голос в мозгу, – потому что по бездорожью человек с насморком (нетрудная болезнь) не поедет, а грыжу притащат, будь покоен, дорогой коллега доктор».

Голос был неглуп, не правда ли? Я вздрогнул.

«Молчи, – сказал я голосу, – не обязательно грыжа. Что за неврастения? Взялся за гуж, не говори, что не дюж».

«Назвался груздем, полезай в кузов», – ехидно отозвался голос.

Так-с… со справочником я расставаться не буду… Если что выписать, можно, пока руки моешь, обдумать. Справочник будет раскрытым лежать прямо на книге для записей больных. Буду выписывать полезные, но нетрудные рецепты. Ну, например, natrii salicilici 0,5 по одному порошку три раза в день…

«Соду можно выписать!» – явно издеваясь, отозвался мой внутренний собеседник.

При чем тут сода? Я и ипекакуанку выпишу инфузум… на 180. Или на двести. Позвольте.

И тут же, хотя никто не требовал от меня в одиночестве у лампы ипекакуанки, я малодушно перелистал рецептурный справочник, проверил ипекакуанку, а попутно прочитал машинально и о том, что существует на свете какой-то «инсипин» он не кто иной, как «сульфат эфира хининдигликолевой кислоты»… Оказывается, вкуса хинина не имеет! Но зачем он? И как его выписать? Он что – порошок? Черт его возьми!

«Инсипин инсипином, а как же все-таки с грыжей будет?» – упорно приставал страх в вале голоса.

«В ванну посажу, – остервенело защищался я, – в ванну. И попробую вправить»

«Ущемленная, мой ангел! Какие тут, к черту, ванны! Ущемленная, – демонским голосом пел страх. – Резать надо»

Тут я сдался и чуть не заллакал. И моление тьме за окном послал: все, что угодно, только не ущемленную грыжу.

А усталость напевала:

«Ложись ты спать, злосчастный эскулап. Выспишься, а утром будет видно. Успокойся, юный неврастеник. Гляди – тьма за окнами покойна, спят стынущие поля, нет никакой грыжи. А утром будет видно. Освоишься… спи… Брось атлас… Все равно ни пса сейчас не разберешь. Грыжевое кольцо…»

Как он влетел, я даже не сообразил. Помнится, болт на двери загремел, Аксинья что-то пискнула. Да еще за окнами проскрипела телега.

Он без шапки, в расстегнутом полушубке, со свалявшейся бородкой, с безумными глазами.

Он перекрестился, и повалился на колени, и бухнул лбом в пол. Это мне.

«Я пропал», – тоскливо подумал я.

– Что вы, что вы, что вы! – забормотал я и потянул за серый рукав.

Лицо его перекосило, и он, захлебываясь, стал бормотать в ответ прыгающие слова: – Господин доктор… господин… единственная, единственн… единственная! – выкрикнул он вдруг по-юношески звонко, так что дрогнул ламповый абажур. – Ах ты, господи… Ах… – Он в тоске заломил руки и опять забухал лбом в половицы, как будто хотел разбить его. – За что? За что наказанье?.. Чем прогневали?

– Что? Что случилось?! – выкрикнул я, чувствуя, что у меня холодеет лицо.

Он вскочил на ноги, метнулся и прошептал так:

– Господин доктор… что хотите… денег дам… денег берите, какие хотите. Какие хотите. Продукты будем доставлять… только чтоб не померла. Только чтоб не померла. Калекой останется – пущай. Пущай – кричал он в потолок. Хватит прокормить, хватит.

3… Читать дальше

Эпизод «Полотенце с петухом»

Этим рассказом начинается цикл Булгакова. Молодой и начинающий специалист в области медицины, которого зовут Бомгардом, прибывает на новое место. Здесь он сразу же сталкивается с необходимостью проведения ампутации конечности. Проведенная им операция заканчивается успехом, его все хвалят, в особенности старший фельдшер. Именно он говорит о том, что у доктора большой потенциал и не сомневается в наличии опыта у специалиста. На самом же деле – это была его самая первая операция, а старшему фельдшеру он врет, что да, опыт за плечами уже имеется. Главный герой сам не знает зачем врёт, и упрекает себя за это.

Об авторе

Михаил Булгаков родился в Киеве. В 1891 году окончил гимназию, после чего поступил на медицинский факультет. Выбор профессии объяснялся просто: оба брата матери – Николай и Михаил – были практикующими докторами. Один работал в Москве. Другой – в Варшаве. Зарабатывали оба неплохо. Михаилу Булгакову врачебная практика принесла лишь беды.

Несколько лет он проработал доктором в Смоленской губернии. Участь земского врача была тяжела, о чём свидетельствует многие ранние работы писателя, в том числе «Морфий» Булгакова. Краткое содержание рассказа представлено в данном материале.

В 1916 году молодой врач вернулся в Киев. Здесь начал частную практику. Однако вскоре записался добровольцем в офицерские дружины. Начало литературного творчества приходится на начало двадцатых годов. Остальные факты из биографии прозаика освещать не будем. Приступаем к знакомству с кратким содержанием «Морфия» Булгакова – классика русской литературы, произведения которого не принимала цензура, но очень любил Иосиф Сталин.

Заболевания

Дневник морфиниста или дурная привычка Михаила Булгакова

Первая минута: ощущение прикосновения к шее. Это прикосновение становится теплым и расширяется. Во вторую минуту внезапно проходит холодная волна под ложечкой, а вслед за этим начинается необыкновенное прояснение мыслей и взрыв работоспособности. Абсолютно все неприятные ощущения прекращаются. Это высшая точка проявления духовной силы человека. И если бы я не был испорчен медицинским образованием, я бы сказал, что нормально человек может работать только после укола морфия…

В достоверности описанных ощущений можно не сомневаться: истории болезней морфинистов — вымышленного Полякова и реального Булгакова — практически совпадают. За исключением финала. Булгакову фантастическим образом удалось победить свою зависимость от морфия. А Полякову — нет.

Несчастный случай

В конце XIX — начале XX века ассортимент лекарств в аптеках был удивительно разнообразен. Открыто без рецепта здесь продавались: камфорная настойка опия, с помощью которой лечили бессонницу и понос; героин в порошке как средство для лечения бронхита, астмы, туберкулеза и депрессий; лауданум — успокаивающее снадобье с высоким процентом опиатов. Его часто давали маленьким детям, чтобы во время отсутствия взрослых они сидели дома тихо, а лучше — спали. Ну и, конечно, белые кристаллы морфия — прекрасного снотворного и обезболивающего.

Но тогда, в 1916-м, 25-летний врач Михаил Булгаков прибыл по распределению в глухое село Никольское под Вязьмой без каких-либо серьезных предубеждений насчет рецептурного средства morphini.

Впервые уколоть себе морфий Булгакова вынудил случай. Первая жена Михаила Афанасьевича, Татьяна Лаппа, вспоминала: «Как-то, когда мы жили в Никольском, привезли мальчика, больного дифтеритом. Михаил осмотрел его и решил отсосать трубкой дифтерийные пленки из горла. Ему показалось, что при этом заразная культура попала и ему.

https://youtube.com/watch?v=j0VqxdkG1HU

Тогда он приказал ввести себе противодифтерийную сыворотку. Начался у него страшный зуд, лицо распухло, тело покрылось сыпью, он почувствовал ужасные боли в ногах. Михаил, конечно, не мог этого выносить, попросил ввести ему морфий. После укола стало легче, он заснул, а позже, боясь возвращения зуда, потребовал повторить инъекцию. Вот так это началось…»

Как возникает привычка

Всемирной организацией здравоохранения давно описан сценарий привыкания к морфию. Даже в небольшой терапевтической дозе — 0.02—0.06 г в сутки — морфин погружает новичка в «состояние рая»: оживают фантазии, заостряется восприятие, выполнение нетрудной физической и умственной работы сопровождается иллюзией легкости. По своему желанию наркоманы могут «заказывать» и «менять» содержание своих грез. Впрочем, со временем «контроль» над видениями утраивается, и приступы эйфории уже чередуются с переживанием страшных галлюцинаций.

Так же стремительно развивается физическая привязка — морфий молниеносно встраивается в обменные процессы организма. При этом с каждым последующим уколом для достижения «состояния рая» приходится вводить все большую дозу. К очередному уколу морфиниста подстегивает не только жажда пережить неземные ощущения, но и ужас перед синдромом отмены.Несчастные рабы морфия, пройдя начальную эйфорическую стадию, впадают в необратимое состояние мучительного страха и физических страданий. Малейшая отсрочка очередной инъекции грозит нестерпимыми болями в мышцах, суставах, внутренних органах, кровавым поносом, рвотой, нарушениями дыхания и сердечного ритма, фобиями и страшными видениями…

Обессиленная до предела, измотанная жертва morphini беспомощно присутствует при собственном физическом и психическом уничтожении. Конечно же, не все познавшие морфий 100% становятся его рабами. Но если морфинизм укоренился, его можно устранить лишь ценой огромных усилий.

Эпизод «Вьюга»

Начинающий доктор остается в поселке и, как и ранее, изучает все новую и новую информацию о заболеваниях и методах их лечения.

Но вот поступает неотложный вызов и доктору требуется отправиться в далекую деревню для оказания помощи пациенту. В пути его настигает сильнейший буран с метелью. В данном случае автор произведения желает показать читателю, что врач, согласно своему врачебному этикету и долгу не может отказать пациенту. Несмотря на все препятствия, которые настигают его в пути, он мчится на помощь больным, чего бы это в итоге ему ни стоило.

Здесь же случается и первая серьёзная неудача — пациентка умирает.

Глава 2

Пролетел месяц, за ним второй и третий, 17‑й год отошел и полетел февраль 18‑го. Я привык к своему новому положению и мало‑помалу свой дальний участок стал забывать. В памяти стерлась зеленая лампа с шипящим керосином, одиночество, сугробы… Неблагодарный! Я забыл свой боевой пост, где я один без всякой поддержки боролся с болезнями, своими силами, подобно герою Фенимора Купера выбираясь из самых диковинных положений.

Изредка, правда, когда я ложился в постель с приятной мыслью о том, как сейчас я усну, какие‑то обрывки проносились в темнеющем уже сознании. Зеленый огонек, мигающий фонарь… скрип саней… короткий стон, потом тьма, глухой вой метели в полях… Потом все это боком кувыркалось и проваливалось…

«Интересно, кто там сидит сейчас на моем месте?.. Кто‑нибудь да сидит… Молодой врач вроде меня… Ну, что же, я свое высидел. Февраль, март, апрель… ну, и, скажем, май – и конец моему стажу. Значит, в конце мая я расстанусь с моим блистательным городом и вернусь в Москву. И ежели революция подхватит меня на свое крыло – придется, возможно, еще поездить… но, во всяком случае, своего участка я более никогда в жизни не увижу… Никогда… Столица… Клиника… Асфальт, огни…»

Так думал я.

«…А все‑таки хорошо, что я пробыл на участке… Я стал отважным человеком… Я не боюсь… Чего я только не лечил?! В самом деле? А?.. Психических болезней не лечил… Ведь… верно, нет. Позвольте… А агроном допился тогда до чертей… И я его лечил, и довольно неудачно… Белая горячка… Чем не психическая болезнь? Почитать надо бы психиатрию… Да ну ее… Как‑нибудь впоследствии в Москве… А сейчас, в первую очередь, детские болезни… и еще детские болезни… и в особенности эта каторжная детская рецептура… Фу, черт… Если ребенку десять лет, то, скажем, сколько пирамидону ему можно дать на прием? 0,1 или 0,15?.. Забыл. А если три года?.. Только детские болезни… и ничего больше… довольно умопомрачительных случайностей! Прощай, мой участок!.. И почему мне этот участок так настойчиво сегодня вечером лезет в голову?.. Зеленый огонь… Ведь я покончил с ним расчеты на всю жизнь… Ну и довольно… Спать…»

– Вот письмо. С оказией привезли.

– Давайте сюда.

Сиделка стояла у меня в передней. Пальто с облезшим воротником было накинуто поверх белого халата с клеймом. На синем дешевом конверте таял снег.

– Вы сегодня дежурите в приемном покое? – спросил я, зевая.

– Я.

– Никого нет?

– Нет, пусто.

– Ешли… – зевота раздирала мне рот, и от этого слова я произносил неряшливо, – кого‑нибудь привежут… вы дайте мне знать шюда… Я лягу спать…

– Хорошо. Можно иттить?

– Да, да. Идите.

Она ушла. Дверь визгнула, а я зашлепал туфлями в спальню, по дороге безобразно и криво раздирая пальцами конверт.

В нем оказался продолговатый смятый бланк с синим штемпелем моего участка, моей больницы… Незабываемый бланк…

Я усмехнулся.

Эпизод «Тьма египетская»

Следующий отдельный рассказ Булгакова также имеет юмористическую направленность. Автор всячески высмеивает крестьян, которые в большинстве случаев выводят напоказ свое невежество. У писателя нет смысла посмеяться над крестьянами — он хочет показать их безграмотность и суеверность, а подобное невежество искусно маскирует юмористическим повествованием. Здесь рассказывается про простого мельника, который заболел малярией. Доктор рекомендует ему использовать курс хинина, который требуется рассчитать на недели и равномерно принимать. Крестьянин пренебрегает рекомендациями и решает за один приход употребить все медикаменты, так как желает быстрее оздоровиться. Но это ни к чему хорошему не приводит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector