Отрицание (психология)

Проявляется ли этот закон в иных сферах?

Поскольку материалистическая диалектика основана на том, что ее принципы действуют как в познании и мышлении, так и в бытии (в том числе и общественном), то это положение распространяется и на закон «отрицание отрицания». Примеры из жизни разделяющие ее философы приводили из разных областей наук. Например, из биологии. Отмирание и возникновение кровяных клеток, которое происходит каждый день в нашем организме, представляет собой отрицание и возрождение предыдущих форм. Смена вкусовых и стилевых предпочтений в музыке, искусстве и культуре часто происходит по спирали, с возвращением к старому, но уже на новом уровне. Поэтому так часто моден стиль ретро. Дети являются отрицанием родителей, и в то же время продолжением их. К тому же диалектический материализм предполагает формационный подход к развитию общества. Он доказывает, что исторический процесс тоже является спиралевидным и поступательным. Смена формаций — это одновременно и отрицание предыдущей, и преемственность. «Снятие» же противоречий может произойти путем эволюции или же насильственной смены строя.

Как работают защитные механизмы

Благодаря различным защитным механизмам психики, мы имеем возможность сохранять стабильную самооценку, представления о себе и о мире. В то же время, они выступают в роли своеобразного буфера, не допуская близко к нашему сознанию чрезмерные угрозы и разочарования, возникающие периодически в жизни.

Если справиться со страхом и тревогой не удается, защитные механизмы влияют на действительность, искажают ее, чтобы сохранить нас как личность, сохранить нашу психику здоровой. Следует знать, что защитных механизмов существует несколько, и каждый из них имеет свои особенности.

Наиболее универсальным средством избегания внутренних конфликтов является вытеснение

При данном сознательном усилии человека предаются забвению некоторые фрустрирующие впечатления, так как внимание переключается на прочие формы активности. То есть, вытеснение является произвольным подавлением, ведущим к тому, что человек отвлекается от текущих психических содержаний

Ярчайшим примером такого вытеснения считается анорексия, когда человек отказывается от еды. Здесь имеет место успешное, и, причем регулярное блокирование необходимости кушать. Причиной является страх пополнеть, испортить фигуру.

Рационализация и проекция

В клинической картине неврозов нередко наблюдается синдром нервной анорексии, данному состоянию подвержены девочки с четырнадцати и до восемнадцати лет. Пубертатный период характеризуется выраженными изменениями тела и внешности в целом.

Для данного возраста характерно возникновение округлости бедер, оформляющаяся грудь. И нередко девушки это считают симптоматикой начинающейся полноты, поэтому стремятся усиленно бороться с данными признаками. Следует отметить, что нервная анорексия представляет собой трудно излечиваемое заболевание, терапия требует серьезного подхода.

При рационализации  человек находит приемлемые причины, чтобы объяснить свои действия и мысли. Рациональный подход в виде защитного механизма направлен не на решение основы конфликта, а на избавление от напряжения и устранение связанного с дискомфортом переживания. С этой целью применяются квазилогичные объяснения, которые более этичны и благородны, по сравнению с истинными мотивами.

Так, рационализация позволяет сохранить статус кво определенной ситуации, а истинная мотивация остается скрытой. Такие защитные мотивы возникают у людей, не подпускающих к сознанию реальные мотивы. С другой стороны, они позволяют таким мотивам реализовываться, хотя все это происходит под красивой, социально одобренной «вывеской».

При проекции собственные качества и чувства подсознательно приписываются другому человеку, и данный механизм защиты представляет собой следствие вытеснения, поэтому влечения подавляются, они загоняются внутрь. Но и в этом случае влияние данных защитных механизмов психики не прекращается.

Данный внутренний конфликт сохранен, и поэтому имеется возможность, что через некоторое время состояние вырвется наружу. Подавлять собственные желания достаточно трудно и больно, поэтому желания, вытесненные у себя, могут быть проецированы на другого.

Другие виды защиты

При таком виде психологической защиты, как отрицание, индивид не принимает за реальность те события, которые для него нежелательны. В таких случаях примечательно пропускать в воспоминаниях отрицательные пережитые события, заменять их вымышленными фактами.

Отрицание отвлекает внимание от чувств и болезненных идей, поэтому они становятся недоступными для сознания. Скорее пациент будет отрицать даже явные первые симптомы, чем обратится к специалисту за помощью, что позволяет болезни прогрессировать

Прибегнувший к отрицанию человек игнорирует реальности, являющиеся для него болезненными, и живет, словно их просто не существует.

При идентификации производится бессознательный перенос качеств и чувств на себя, хотя, в самом деле, они ему недоступны. Благодаря такому механизму происходит усвоение социальных норм, возникает сопереживание друг другу. Если подросток стремиться походить на своего кумира, он идентифицирует свои черты характера с ним.

Такие защитные механизмы психики, как регрессия, снижают восприятие примитивных способов реагирования, эмоциональных и поведенческих. Обычно это дает о себе знать в состоянии стресса, и данный тип защиты характерен для инфантильных людей невротического типа. Также существуют защитные механизмы изоляция, сублимация, интроекция, которые часто применяются индивидами для защиты психики.

Почему он так называется?

Итак, всякое развитие — это движение. Но почему такой тип видоизменения предмета или явления в философии диалектического материализма получил название «отрицание отрицания»? Дело в том, что под этой категорией имеется в виду состояние, приобретаемое объектом во время развития. Как правило, любой предмет изменяется до такой степени, что со временем становится как бы противоположностью себя самого. Это качество и получило название «отрицание». Диалектическая философия считает такую стадию неизбежной. Но если это отрицание заканчивается смертью (исчезновением, уничтожением) предмета или феномена, то такой процесс сложно назвать развитием. А вот когда объект продолжает видоизменяться дальше, то происходит диалектическое отрицание отрицания.

Смысл развития

Какую роль в философии диалектического материализма играет данный закон? Прежде всего, он демонстрирует связь между прошлым и будущим. В процессе развития различные состояния предмета или феномена борются друг с другом, а также взаимно перетекают друг в друга. Всякое качество рождается, исполняет свою роль, «стареет» и исчезает, уступая место другим. Закон отрицания отрицания определяет тенденции развития, описывая разрушение прошлых, утративших полезность, свойств и приобретение новых, необходимых для дальнейшего существования, но противоположных первым. Так из простого появляется сложное. Однако саму эту формулу сложно постичь сразу, поскольку развитие по спирали — процесс очень длительный. Как закон он виден только в более или менее завершенном варианте, когда уже есть определенные конечные результаты. На различных же стадиях этого поступательного движения он может быть выделен только в качестве тенденции.

Основоположник закона двойного отрицания

Итак, в диалектической системе Гегеля развитие представляет собой появление логического противоречия. В этом смысле для него характерно рождение внутреннего отрицания предыдущего этапа, за которым следует отрицание этого отрицания — так писал Гегель в одной из своих работ, посвященных закону двойного отрицания.

В той мере, в какой отрицание предыдущего отрицания происходит путем снятия (этот термин Гегель использует в своей философии для обозначения момента развития, который объединяет в себе отрицание, сохранение и утверждение), оно в определенном смысле всегда похоже на восстановление того, что было отрицательно, то есть подразумевает возвращение к прошлому этапу развития.

Известные агностики

Агностицизм, как система взглядов существовал ещё задолго о появления самого термина и поддерживался многими философами.

Иммануил Кант утверждал одновременное существование внешней реальности (окружающий мир) и внутренней (система представлений, чувствований и оценок внешнего мира человеком) реальность, причём внешняя является независимой, но вот влияет на внутреннюю

В итоге он с осторожностью относился к любым утверждениям о мире, а говорил, что знания мы получаем только опосредовано через призму собственного опыта и потом этот же опыт формирует призму преломления последующих фактов

Дэвид Юм поддерживал идеи агностицизма, утверждая, что личность существует только в чувственном мире, где нет объективности и материальности, а соответственно реальной картиной мира обладать не может. Беря во внимания любые научные исследования, как инструмент агностицизма Герберт Спенсер указывает на то, что всегда будут вещи и процессы, превосходящие возможности осознания и понимания. Он пытается донести до общества абсурдность попыток это всё обосновать, показывая, как упрощается модель религиозными объяснениями. В некоторых моментах критика религиозного мировоззрения такова, что она убирает чувство экзистенциальной тревоги и ежедневное ощущение бессмысленности существования, с которым всегда сталкиваются сторонники агностицизма.

Нил Тайсон является современным представителем агностицизма, говоря, что он не относится ни к одной концепции, т.к. (при любой широте взглядов) навешивает ярлык на самого человека и ограничения на его возможности познавать мир

Он всегда акцентировал внимание на том, что он ученый и выбирает объективное и доказательное знание, как базу для построения дальнейших собственных выводов. Практически все учёные любой сферы, а особенно физики и астрофизики это агностики, поскольку напрямую изучают те материи, которые для простых обывателей являются чудесами

Чёрные дыры, странные звуки в пустой комнате, иллюзии, называемые привидениями и пустота космоса, где нет всевластного дяди с бородой – это мир агностиков, где ежедневно они видят научные и обоснованные доказательства отсутствия бога.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Влияние отрицания на психологию человека

В человеческом сознании может являться преобладающим механизм отрицания. В таком случае психоаналитики говорят о гипомании, поскольку отрицание негативных сторон действительности, вызывающие тревогу, в реальности приводит к развитию маниакального состояния.

Так, механизм отрицания действует, когда женщина отказывается проходить ежегодный гинекологический осмотр, отрицая, что у нее может быть какое-либо заболевание. Этот простой пример является нормальной реакцией. Тем самым женщина защищает себя от чувства беспокойства, которое связано с посещение врача, с ожиданием результатов исследований.

Отрицание в реальности всегда приводит к психологическому заболеванию, исчезновению негативных эмоций, что проявляется в маниакальности. Люди могут часто использовать уверенную фразу «Все хорошо». Такие представители говорят, что легко забывают плохое или в их жизни вообще не происходило ничего страшного и плохого.

Обратной стороной отрицания является депрессия. В обществе человек может прикрываться маской оптимиста, использовать в общении юмор и шутки, но только близкие видят, как плохо таким людям.

В психиатрии преобладание механизма отрицания приводит к маниакально-депрессивному психозу.

Для поддержания работы механизмов защиты на оптимальном уровне требуется постоянное расходование энергии. Такие затраты могут быть не только существенными, но и непосильными для личности, что приводит к появлению невротических симптомов и нарушениям адаптируемости.

Почему этот закон не является научным — критика диалектики

Поппер говорит о том, что марксизм как метод был хорош для девятнадцатого века в качестве одной из позитивистских теорий. Но когда его сторонники превратили диалектический материализм в догматику, то он перестал быть наукой в строгом понимании этого слова. Другие критики считали, что эта теория сама конструирует собственные доказательства, а не берет их из опыта или законов мышления. Кроме того, если закон трех отрицаний имел смысл у Гегеля, поскольку в его концепции он обуславливал развитие духа (грубо говоря, эволюцию Бога), и поэтому в самом этом процессе было целеполагание, то у материалистов и атеистов неизбежность прогресса является очень странной. Получается, что «конец истории» с приходом «рая на земле» обусловлен заранее и является неизбежным. Но причины этого совершенно неясны.

Как этот закон работает в контексте истории?

С точки зрения диалектического отрицания переход к социализму из отношений частной собственности, заменившей первобытно-общинную собственность, означал больше, чем «кажущееся возвращение к старому», то есть повторение некоторых существенных элементов старого на другом, значительно более развитом фундаменте. Он также означал переход к новому циклу с существенно разными внутренними противоречиями и законами движения.

Последовательность циклов, составляющих цепочку развития, может быть представлена ​​как спираль. Развитие, которое словно повторяется, этапы, которые уже были пройдены. Мы словно повторяем их, но по-другому, на более высоком уровне, развитие происходит, если можно так выразиться, вверх, а не просто по прямой.

В таком представлении каждый цикл имеет один оборот, один поворот по спирали развития, а сама спираль — цепь циклов. Хотя спираль — это всего лишь изображение, представляющее связь между двумя или более пунктами в процессе развития, она фиксирует общее направление развития, которое происходит в соответствии с законом отрицания отрицания.

Возвращение к тому, что уже прошло, не является полным возвратом: развитие не повторяет уже пройденные пути, но ищет новые, которые соответствуют измененным внешним и внутренним условиям. Чем сложнее процесс развития, тем более относительным является повторение определенных свойств или характеристик, встречающихся на предыдущих этапах. Спираль характеризует не только форму, но и темп развития. С каждым новым поворотом или заворотом спирали позади остается еще более значительный путь. Таким образом, можно сказать, что процесс развития связан с ускорением темпа и постоянным изменением внутреннего временного масштаба развивающейся системы. Эта закономерность встречается в развитии научных знаний, а также в развитии общества и природы.

Общая информация

При появлении чего-либо нового происходит отмена старого. Таким образом, отрицается действительность прежнего фактом существования нового. Кто же первым стал использовать этот термин? Впервые этот закон был применен Гегелем. При помощи него мыслитель объяснил цикличность развития действительности. Так как сама реальность являет собой деятельность самой Абсолютной идеи, а значит – и Абсолютного Разума:

  • В первую очередь, если Идея осуществляет что-либо, то она разумна. Следовательно, деятельность ее относится по своему источнику к Разуму.
  • Идея, во-вторых, не является материальной. Из этого следует, что любое действие относится к Разуму не только по источнику, но и по своей природе в целом.

Виды циников.

Циник – персонаж довольно не однородный, отличающийся многими разновидностями и смежными формами. Прежде всего, можно говорить о профессиональном и бытовом цинизме.

Первый присущ представителям различных специальностей, которые связаны с большими эмоциональными нагрузками. Например, работникам медицины, правоохранительных органов, средств массовой информации, адвокатуры, сферы продаж и т.д. В мировой культуре популярным стал образ Доктора Хауса, который, будучи первоклассным врачом, демонстрирует несносный характер и неуважение к своим коллегам. Для таких, как он, циничность – профессиональная необходимость, без которой не возможно долго выполнять свои обязанности.

Бытовые циники – люди, которые переносят недоверие и аморальность в свою личную жизнь. Они насмехаются над чувствами и правилами своей семьи, соседей, друзей, случайных собеседников, либо представителей противоположного пола. Последним, как правило, достается больше всех.

Пройти тест на тип личности

Расширенная классификация циников выглядит следующим образом:

  • Ироничные – любят черный юмор и жесткие шутки;
  • Вульгарные – склонны опошлять человеческие чувства;
  • Здоровые (нормальные) – просто не дают себя одурачить;
  • Ярые – проявляют свою натуру в любых ситуациях;
  • Алчные – во всем пытаются найти выгоду;
  • Злостные – упивающиеся чужими неудачами;
  • Рациональные – детально анализируют ситуацию без лишних эмоций.

Если ирония – это одно из свойств развитого интеллекта, а рациональность просто отображает аналитический склад ума, то такие циники ничего плохого не делают. Так же, как и нормальные представители этого типа личности. Они просто смотрят вглубь жизненных ситуаций, откидывая ненужную романтизацию и «розовые очки». Алчность нельзя назвать хорошим качеством человека, но в современном прагматичном обществе, стремление к наживе и обогащению стало социальной нормой, не сильно огорчая окружающих.

Самыми неприятными собеседниками оказываются вульгарные, ярые и злостные циники, поскольку они демонстрируют явный перебор. Вульгарность, как правило, отображает психическую ущербность человека, поскольку шутки «ниже пояса» свидетельствуют о невысоком интеллекте их автора. Чрезмерная циничность отталкивает от человека собеседников, постепенно делая его одиноким. Злобливость вообще превращает человека в аморального индивида, склонного к противозаконным действиям. В криминальном законодательстве даже отметка особая есть, о преступлениях, совершенных с «исключительным цинизмом».

Злобливость присуща и людям, которые склонны к вандализму. Каждый вандал отличается пренебрежением к ценностям, но не каждый циник займется вандализмом. Эти понятия взаимосвязаны, но не тождественны. Ведь циничность предполагает не восприятие чужих ценностей, но не их разрушение. Тогда, как вандал занимается именно физическим надругательством.

Чуть ближе к цинику находится нигилист. Этот человек отрицает какие-либо правила, законы и убеждения. В отличие от циника, он склонен сомневаться именно в процессе познания, а не моральных аспектах. Нигилист редко когда будет высмеивать чувства другого, но с завидным энтузиазмом поспорит с утверждениями ученых, философов и просветителей.

Еще одной разновидностью считается подростковый цинизм, который проявляется в качестве своеобразного протеста против мира взрослых. Как правило, это явление возникает в период полового и личностного созревания, когда подросток ставит под сомнения идеалы взрослого мира. Не стоит думать, что подросток-циник обязательно перевоспитается в юношеские годы. Инфантильность может остаться и в 30 или 40 лет. Чаще этому подвержены мужчины. Среди них больше циников, чем среди женщин, хотя этот тип личности встречается среди обоих полов.

Как с этим бороться

Первым делом, если это возможно, трезво и спокойно оцените самого критикующего. Если окажется, что он регулярно, абсолютно в любой ситуации отрицает все вокруг себя, — его высказывания, скорее всего, не имеют адресного характера.

Люди, привыкшие к подобной модели поведения, занимаются отрицанием автоматически.

Когда критика не направлена против вас, не стоит принимать ее всерьез. Абстрагируйтесь от смысла сказанных фраз, считайте их просто бессмысленным шумовым фоном.

Могут ли возникать ситуации, в которых вас предостерегают от совершения каких-то поступков, ссылаясь на чужой негативный опыт, — и вам стоит к этому прислушаться?

Да, такое возможно, но только в качестве исключения. Дело в том, что люди в целом (и критики в частности) склонны делать выводы, не учитывая ваши личные особенности, коммуникативные навыки и прочие важные моменты.

Простой пример. Предположим, два человека пытаются трудоустроиться, претендуя на похожие должности с одинаковым объемом работы и уровнем зарплаты.

Оба действуют по одному сценарию: составляют резюме, рассылают его в агентства, откликаются на одни и те же объявления, ходят по собеседованиям.

В результате один из них полностью разочарован результатами. Он заявляет, что найти место, удовлетворяющее всем предъявленным условиям, невозможно. Тем временем второй претендент, идущий аналогичным путем, благополучно устраивается на желаемую должность.

Почему так получилось? Вероятно, этот соискатель на одном из собеседований сумел понравиться потенциальному работодателю. Он выбрал правильную манеру разговора, грамотно продемонстрировал свои личностные достоинства и профессиональные навыки — и произвел более благоприятное впечатление.

Внимание, вопрос! Может ли негативный опыт, полученный первым соискателем, считаться неопровержимым фактом, который нужно учитывать всем следующим поколениям? Думаю, ответ очевиден. Данное правило распространяется на все жизненные сферы

Данное правило распространяется на все жизненные сферы.

Психология отрицания такова, что критик ссылается на то, что кто-то уже выполнял подобные действия и не добился успеха — следовательно, это невозможно в принципе. Здесь-то и кроется его главная ошибка. Правда, критик отказывается это признавать. Он просто транслирует свой негативный опыт окружающим, заставляя их принять навязанную модель поведения.

Как вести себя людям, которые получают порцию отрицающей критики?

Для начала постарайтесь не воспринимать ее всерьез. Помните, что чаще всего отрицание происходит по инерции, по привычке. Как говорится, ничего личного. Не надо вступать в спор, что-то доказывать в ответ, обсуждать и переживать.

Просто решите раз и навсегда: что бы ни говорил отрицающий критик, каждый из вас останется при своих убеждениях.

Отрицание как защитный механизм

Отрицание – это психологический механизм защиты, при котором человек отвергает, мысли, чувства, желания, потребности или реальности, которые на сознательном уровне не может в себе принять. Другими ловами, отрицание – это когда человек не желает мириться с реальностью. По статистике считается, что почти 90% обмана происходит именно в таком состояние.

Отрицание, когда человек пытается избежать какой-либо новой информации, которая несовместима с положительным представлением о себе, которое уже сложилось. Защита проявляется в том, что происходит игнорирование тревожной информации, человек как бы уклоняется от нее. Информация, которая противоречит установкам личности, не принимается вообще. Зачастую механизм защиты отрицание используется людьми, которые очень внушаемы, и очень часто преобладает у людей, которые больны соматическими заболеваниями. В таких случаях уровень тревоги можно снизить путем изменения восприятия человеком среды, которая его окружает

Правда, это очень опасное положение, так как при этом, когда отвергается какие- либо определенные аспекты действительности, больной может начать достаточно сильно и категорично сопротивляться важному для жизни лечению. Люди, у которых ведущим механизмом психологической защиты является отрицание, достаточно внушаемы, самовнушаемы, у них проявляются артистические и художественные способности, зачастую отсутствует самокритика, а так же у них очень богатая фантазия

В крайних проявлениях отрицание у людей проявляется демонстративность поведения, а в случае патологии – начинается истерия или бред.

Зачастую психологический механизм защиты отрицание по большому счету характерен для детей (они думают, что если закрыть голову одеялом, то все вокруг перестанет существовать). Взрослые люди очень часто применяют механизм отрицание как защиту от кризисных ситуаций (болезнь которою невозможно вылечить, мысли о приближение смерти,либо потеря близкого человека).

Примеров отрицания можно привести много. Большинство людей боятся различных серьезных заболеваний и начинают отрицать наличие у себя даже самых явных симптомов какой -либо болезни только для того, чтобы не обращаться к врачу. А болезнь в это время начинает прогрессировать. Также этот защитный механизм начинает срабатывать, когда один человек из семейной пары «не видит» или попросту отрицает проблемы, которые есть в супружеской жизни, и данное поведение зачастую приводит к разрыву отношений и краху семьи.Люди, которые прибегают к такому психологическому механизму защиты как отрицание — просто игнорируют болезненную для себя реальность и ведут себя, так как будто они не существуют. Очень часто такие люди считают, что у них нет проблем, так как они отрицают присутствие трудностей в своей жизни. Зачастую такие люди имеют завышенную самооценку.

Двойное отрицание в философии

Закон двойного отрицания в философии находится в ее отдельной дисциплине — диалектике. Диалектика описывает мир как развитие на основе противоречивых отношений. Тема очень обширная и нуждается в более глубоком рассмотрении, мы же остановимся на ее отдельной части — законе отрицания отрицания.

В диалекте двойное отрицание трактуется как неизбежная схема развития: новое уничтожает старое и тем самым преобразуется и развивается. Хорошо, вот только как это связано с отрицанием? Все дело в том, что новое как бы отрицает старое. Но здесь есть парочка важных деталей.

Во-первых, в диалектике отрицание неполное. Оно отбрасывает негативные, лишние и бесполезные свойства. Полезные при этом сохраняются и эволюционируют в оболочке объекта.

Во-вторых, движение развития по диалектическому учению происходит в рамках спирали. То есть первая форма — утверждение, которое подверглось отрицанию — преобразуется во вторую форму, противоположную первой (ведь она ее отрицает). После возникает третья форма, которая отрицает вторую и, следовательно, дважды отрицает первую. То есть третья форма представляет собой двойное отрицание первой, а значит, утверждает ее, но раз движение идет по спирали, то третья форма преобразуется на основе первой, а не повторяет ее (иначе это был бы круг, а не спираль). Она устраняет все «вредные» свойства первых двух форм, являясь качественным преобразованием начального продукта.

Именно таким способом и осуществляется развитие посредством двойного отрицания. Начальная форма встречает свою противоположность и вступает с ней в конфронтацию. Из этой борьбы рождается новая форма, которая является улучшенным прототипом первой. Такой процесс бесконечен и, по мнению диалектики, отражает развитие всего мира и бытия в целом.

Двойное отрицание

В логике закон двойного отрицания сформулирован весьма просто. Если неверно отрицание, значит само утверждение верно. Или дважды повторенное отрицание дает утверждение. Пример закона двойного отрицания: «Если неверно, что птица не умеет летать, то она умеет».

Возьмем предыдущие законы и составим общую картину. Высказывается утверждение: «Птица умеет летать.» Некто сообщает нам о своих убеждениях. Другой собеседник отрицает правдивость утверждения, говоря: «Птица не умеет летать.» Мы в данном случае хотим не столько поддержать утверждение первого, сколько опровергнуть отрицание второго. То есть мы работаем только с отрицанием. Говорим: «Неверно, что птица не умеет летать.». По факту это перефразированное утверждение, однако подчеркивается именно несогласие с отрицанием. Таким образом формируется двойное отрицание, которое доказывает истинность первоначального утверждения. Или минус на минус дает плюс.

Определение слова «Отрицание» по БСЭ:

Отрицание — философская категория, выражающая определённый тип отношения между двумя последовательными стадиями, состояниями развивающегося объекта, процесса. О. является необходимым моментом процесса развития, борьбы противоположностей. Диалектика в«… позитивное понимание существующего… включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели…» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 22). Любой объект в процессе своего развития неизбежно достигает стадии собственного О., т. е. становится качественно иным. Эта цепь О. старого и возникновения нового не имеет ни начала, ни конца. При этом развивающийся объект одновременно и становится иным, и в определённом смысле остаётся тем же самым. Например, юность отрицает детство, и сама, в свою очередь, отрицается зрелостью, а последняя — старость. Вместе с тем всё это — различные стадии развития одного и того же человека. Это непрерывное самоотрицание и характеризует прогрессирующее саморазвитие в природе, обществе и познании.«Истинное — естественное, историческое и диалектическое — отрицание как раз и есть (рассматриваемое со стороны формы) движущее начало всякого развития: разделение на противоположности, их борьба и разрешение…» (Энгельс Ф. там же, т. 20, с. 640).Диалектическое О.- это прежде всего творческое О., когда старое не просто отбрасывается и уничтожается, но «снимается», сохраняется в новом качестве (см. Снятие). В. И. Ленин подчёркивал, что для диалектики существенно «… отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного…»(Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 207). Это «удержание», единство О. и преемственности в развитии составляет важную черту диалектического О. как универсального принципа бытия, по-разному проявляющегося на различных уровнях организации материи.Лит.: см. при ст. Отрицания отрицания закон.А. Г. Спиркин.

Отрицание — в грамматике, слово или аффикс, указывающие на отсутствие предмета («у меня нет книги»), качественных признаков предмета («этот человек не стар»), действий или состояний («я не пишу», «я не сплю»),а также слово-предложение, выражающее несогласие с высказыванием («нет!»). В разных языках О. может выражаться различными средствами: отдельными словами — русскими «нет», «не». немецкими nein, nicht. английскими no, not. французскими non, ne… pas. словообразовательными аффиксами — русскими не-(«небольшой»), без- («бездетный»). немецким un- (unbekannt — «неизвестный»). английскими un- (unpleasant — «неприятный»), in- (invisible — «невидимый»). морфологическими формами словоизменения — отрицательные аффиксы в тюркских языках (татарское эшлим — «работаю», эшлэмим — «не работаю»),отрицательный глагол в некоторых финно-угорских языках (в коми языке — ме ог мун — «я не иду»), отрицательная аналитическая форма глагола в английском языке (I do not see — «я не вижу»).

Отрицание — одна из логических операций. отражает употребление выражения «неверно, что…» в логических выводах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector